Курсовая на тему Воссоздающее воображение детей 6 7 лет
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Курсовая работа
на тему: «Воссоздающее воображение детей 6-7 лет»
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..…3
I глава. Общее представление о воображении……………………………..........…5
I.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..…….……7
I.2. Виды и функции воображения дошкольника; этапы развития..……..…12
II глава. Проявление воссоздающего воображения в речевой и изобразитель-
ной деятельности……………………………………………….………………....…17
Выводы…………………………………………………………………….………....33
Заключение………………………………………………………………………..….33
Список литературы………………………………………………………………..…34
Приложение
Введение
С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий.
ЦЕЛЬЮ моей курсовой работы стал вопрос об особенностях воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (6-7 лет).
ОБЪЕКТ: воссоздающее воображение.
ПРЕДМЕТ: воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (6-7лет).
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его ГИПОТЕЗЫ: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
(6-7 лет).
Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках курсовой работы следующих ЗАДАЧ:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. сравнить особенности воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей 6-7 лет и выявить доминанту;
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ: сравнительный метод («поперечных срезов»), наблюдение, анализ продуктов деятельности, «Воссоздающее воображение».
I глава. Общее представление о воображении
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.
ВООБРАЖЕНИЕ[1] – это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.
Происходит отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:
- агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
- заострение - подчеркивание каких-либо признаков;
- схематизация – сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне).
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение [2]- создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение [3] - на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.
Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4].
Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.
Первая форма заключается в том, что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».[5] Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носят след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения.
Второй формой является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. воображение создает из опыта новые комбинации. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.
Третья форма связи проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями.
Сущность последней четвертой формы связи заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому–нибудь реально существующему предмету.
I.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, вершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.
Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательный соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.
На протяжении часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.
Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.
Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю». Дошкольники придумывают и принимают на себя самые невероятные роли:
-Давай я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в хоккей. на тему: «Воссоздающее воображение детей 6-7 лет»
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..…3
I глава. Общее представление о воображении……………………………..........…5
I.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте…………..…….……7
I.2. Виды и функции воображения дошкольника; этапы развития..……..…12
II глава. Проявление воссоздающего воображения в речевой и изобразитель-
ной деятельности……………………………………………….………………....…17
Выводы…………………………………………………………………….………....33
Заключение………………………………………………………………………..….33
Список литературы………………………………………………………………..…34
Приложение
Введение
С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий.
ЦЕЛЬЮ моей курсовой работы стал вопрос об особенностях воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (6-7 лет).
ОБЪЕКТ: воссоздающее воображение.
ПРЕДМЕТ: воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (6-7лет).
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его ГИПОТЕЗЫ: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
(6-7 лет).
Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках курсовой работы следующих ЗАДАЧ:
1. изучить литературные источники по данной теме;
2. сравнить особенности воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей 6-7 лет и выявить доминанту;
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ: сравнительный метод («поперечных срезов»), наблюдение, анализ продуктов деятельности, «Воссоздающее воображение».
I глава. Общее представление о воображении
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.
ВООБРАЖЕНИЕ[1] – это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.
Происходит отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:
- агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
- заострение - подчеркивание каких-либо признаков;
- схематизация – сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне).
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение [2]- создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение [3] - на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.
Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4].
Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.
Первая форма заключается в том, что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».[5] Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носят след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения.
Второй формой является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. воображение создает из опыта новые комбинации. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.
Третья форма связи проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями.
Сущность последней четвертой формы связи заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому–нибудь реально существующему предмету.
I.1. Особенности воображения в дошкольном возрасте
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, вершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.
Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательный соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.
На протяжении часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.
Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.
Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю». Дошкольники придумывают и принимают на себя самые невероятные роли:
-Я буду пианино, ты на мне будешь играть, а я буду так: ля-ля-ля!
Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.
Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.
С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.
Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.
Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.
I. 2. Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6], в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.
О.М. Дьяченко выделила два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). при этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием.
При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включение.
Возрастной анализ показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети творчески могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту собственного Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию.
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.
Следующий этап в развитии дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.
Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.
Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.
На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.
Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.
Анализируя процесс становления изображения Н.П.Сакулина отмечает, что важно формировать у детей представление таких свойств предметов, как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые затем помогут ребенку создать это изображение. Форма является носителем содержания и выступает, поэтому как ведущий признак в изобразительной деятельности. Но следует учитывать, что цвет наиболее сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка. Необходимо заметить, что степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от тех навыков и умений, которые ребенок приобрел в процессе обучения. Кершенштейнер, производивший опыты над детским рисованием, распределяет весь процесс развития детского рисунка на 4 ступени[7].
1 ступень - ступень схемы.
Ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобности и реальной передачи его.
2 ступень. Ее называют ступенью возникающего чувства формы и линии. Пробуждается потребность не только перечислить конкретные признаки описываемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. Смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и с другой стороны появляются зачатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия характеризуется большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуска туловища, не замечается, весь рисунок приближается к действительному виду предмета.
3 ступень, по Кершенштейнеру, является ступень правдоподобного изображения, при котором схема уже исчезает из детского рисунка. Рисунок имеет вид силуэта или контуров.
4 ступень - пластического изображения. Отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.
II глава. Проявление воссоздающего воображения
Введение:
Методика «Воссоздающее воображение» представлена в книге «Практикум по детской психологии» Урунтаевой Г.А, Афонькиной Ю.А.
ЦЕЛЬ: сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста .
ОБЪЕКТ: воссоздающее воображение
ПРЕДМЕТ: воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (6-7лет).
ГИПОТЕЗА: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной деятельности у детей 6-7 лет.
ЗАДАЧИ:
1. проанализировать рассказы и рисунки детей;
2. определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.
1. Методика исследования:
ИСПЫТУЕМЫЕ: 15 детей подготовительной группы (6-7 лет) детского сада №2160, среди них 8 девочек и 7 мальчиков.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сказка «Машенька и медведь», листы белой бумаги 21x29 см, 2 набора из цветных карандашей.
ПРОВЕДЕНИЕ: перед экспериментом проводилась психологическая разминка, цель которой – добиться спонтанности (раскованности) испытуемых. Эксперимент проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь». После чтения сказки детям предлагали: - "Расскажи то, о чем говорится в сказке". Затем: «Нарисуй то, что говорится в сказке». Для рисования давалось 2 набора цветных карандашей 12-ти цветов и стандартный лист бумаги. Лист заранее не подписывался. В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал все то, что говорил ребенок, его эмоциональные реакции и поведение. После того как рисунок закончен, у ребенка спрашивали: «Расскажи, что ты нарисовал». Ответы также фиксировались. По оставленным записям и рисункам детей составлялись таблицы для исследования полученных данных.
2. Полученные результаты
Таблиц № 1 Воссоздающее воображение в речевой деятельности
№ | испытуемый | Рассказ дословно | Поведение, эмоции |
1 | Крошкова Аня | Жила – была Машенька. Она пошла в лес за грибами. А бабушка с дедушкой ей говорили, чтобы она далеко не уходила. И она заблудилась…увидела избушку, а там медведь…он ей и говорит: «Теперь у меня жить будешь и готовить»…Машенька решила убежать от злого медведя. Залезла в короб и говорит, чтобы бабушке и дедушке отнес пирожки. Медведь хотел съесть пирожки, но…не съел…принес бабушке и дедушке, а его собаки прогнали. Машенька обрадовалась…и бабушка с дедушкой тоже обрадовались. | Постоянно смотрит в потолок, вспоминает, крутит ру ки. Говорит неторопли во. Задумы вается. |
2 | Жогина Оля | Маша пошла гулять в лес и встретила там медведя страшного и злого. Он ее не отпускал домой, заставлял готовить кашу. Она привела его в деревню, а его тут собаки покусали…нет…она сначала пирожки испекла и залезла в короб и говорит: «Я все вижу, не ешь пирожки, они для бабушки и дедушки». А потом медведь убежал в лес. Вот. И бабушка обрадовалась. | Рассказы вает медлен но, невыра зительно. Руки на ко ленях. На пряженний взгляд. |
3 | Степанова Юля | Машенька жила с дедушкой и бабушкой. Она хотела погулять и пошла в лес за грибами…с подругами. Она ходила, ходила, ходила и ушла далеко-далеко. Зашла в домик и испугалась медведя…он был большой и лохматый. Он ей говорит: «пеки мне пирожки и кашу вари». Она испекла много пирожков и залезла в сумку…а пирожки положила на голову, чтобы медведь не увидел. И говорит: «Не подглядывай, я все вижу». А медведь устал и есть хочет, а Маша говорит, что все видит. Он принес ее к дедушке и бабушке и убежал…нет его собаки прогнали. Они ее достали из сумки и больше никуда не отпускали. | Держится свободно, рассказыва ет с интере сом и вы раженной интонацией |
4 | Косорева Ира | Жила – была девочка. Ее звали Машенька. Она говорит бабушке: «Я хочу погулять, я принесу вам грибов и ягод из леса». Бабушка очень любила грибы и отпустила, а дедушка сказал, чтобы далеко от подружек не уходила. А она перепутала тропинки и пришла к медведю в дом. Медведь обрадовался и говорит: « Теперь мне готовить будешь, а то я тебя съем». А Маша хотела убежать, но забыла как идти обратно. И решила пирожки испечь. А в лесу очень темно было и большие деревья. Залезла в короб и говорит: «Неси пирожки дедушке и бабушке». Медведь долго шел и устал…и сел на пенек…Маша поругалась и медведь пошел дальше. Бабушка в деревне ждет внучку…а медведь испугался собак…и убежал опять в лес…все. | Наклони лась вперед, вниматель но следит за реакцией эксперимен татора. Улы бается. |
5 | Шимарданова Исамия | Жили – были бабушка и дедушка. И была у них внучка Машенька. Пошла она в лес с подругами…шла…и заблудилась…и встретила страшного медведя. Он ее не отпускал домой. А она соскучилась по бабушке с дедушкой…и решила убежать…нет…решила спрятаться в коробе…сначала пирожки испекла, а потом спряталась. И говорит медведю: «Неси пирожки. И не ешь их. Я все вижу». А медведь говорит: «Какая глазастая». Пришел к бабушке и поставил короб. Потом собаки его прогнали…они помогли бабушке с дедушкой…медведь убежал. А Машенька вылезла из пирожков и поцеловала бабушку. | Рассказыва ет заинтере совано, иногда с ин тонацией. Периоди чески заду мывается. Улыбается. |
6 | Вишнякова Наташа | Маша очень красивая девочка. Она добрая. Любит бабушку с дедушкой…испекла пирожки…ой! Нет!... пошла в лес и ее там поймал медведь…страшный и злой…а она дорогу не знает…чтобы вернуться домой…заблудилась…испекла пирожки и залезла в короб с пирожками и медведь ее отнес домой…бабушка обрадовалась, а медведь убежал… | Рассказы вает мед ленно. Инто нация меня ется только тогда, ког да ошибает ся. Крутит кофту. Сос редаточена. |
7 | Митин Сережа | Жили – были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Однажды…дети собрались в лес за ягодами и грибами и стали звать с собой Машеньку. Дедушка с бабушкой сначала не отпускали…они очень волновались за нее…а потом отпустили. Дети шли, шли, собирали ягоды и грибы, а Машенька увидела бабочку, стала любоваться ею…куда бабочка полетит, туда и Маша побежит…и заблудилась. Огляделась…нет никого. Стала кричать и звать на помощь, но никто не отзывался. Ей стало грустно и страшно. Она даже заплакала. Потом шла, шла и увидела избушку. Вошла туда. Увидела, что грязно и убралась…и сварила кашу. Вдруг заходит большой медведь…он увидел Машеньку и обрадовался. «Теперь вместе жить будем. Ты мне будешь готовить, а я тебе ягоды приносить». Она соскучилась по дедушке с бабушкой, а дорогу не знает и решила схитрить. Напекла пирожки, а сама в коробе спряталась и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой гостинец, но только не заглядывай в короб». Он согласился. Идет…идет…идет…медведь по лесу и проголодался…говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Дошел медведь до бабушки с дедушкой и оставил короб у ворот, а сам убежал. Бабушка с дедушкой обрадовались…что внучка вернулась. | Рассказыва ет сосредо точено, уве рено, не де лает длин ных пауз. Руки на ко ленях, спин ка вытяну та. Речь ярко эмо ционально окрашена. |
8 | Белова Настя | Жила – была Машенька. Она очень любила своих бабушку и дедушку. И однажды решила пойти в лес за грибами…вместе с друзьями. Она гуляла, гуляла и потерялась. Испугалась, звала на помощь…и увидела избушку. Зашла в нее и легла спать…заснула…и входит медведь. Она испугалась. А медведь ей и говорит: «Будем жить вместе. А если убежишь, я тебя съем». Машенька решила испечь пирожки…она хитрая бала. Залезла в короб и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой и не ешь пирожки…я все вижу». Медведь шел долго-долго и устал…сел отдохнуть и съесть пирожок а Машенька из короба говорит: «Не ешь пирожок, все вижу». Медведь пошел дальше. Пришел в деревню к бабушке с дедушкой…а его собаки прогнали. Машенька вылезла из короба и обрадовалась. | Рассказыва ет быстро, торопливо. Оглядывае ся по сторо нам. Улыбается. |
9 | Никсааев Костя | Маша пошла гулять и заблудилась. А медведь добрый был…но…у…добрый был…но и хитрый. Он хотел, чтобы за ним ухаживали, поэтому Машеньку и не отпускал домой. Но она все равно обманула его…залезла в короб с пирожками…спряталась. И он ее вместе с пирожками отнес бабушке с дедушкой. Хотя мишка и хороший, но его, наверное, трудно расчесать…его волосы жесткие, плотные…и Маша хорошая. А бабушка с дедушкой обрадовалась, когда медведь принес пирожки с Машенькой. | Активно жестикули рует, рассказыва ет с инте ресом. Наклонен вперед. |
10 | Марков Алексей | Жила Машенька с бабушкой и дедушкой. Она отпросилась у бабушки с дедушкой в лес гулять…нет! Она пошла за грибами и за ягодами. Бабушка не отпустила, но она все равно пошла и заблудилась. В лесу было очень темно и страшно. Она попала в избушку. Там жил большой медведь. Он ей сказал, что теперь они будут жить вместе и она ему будет готовить, а если убежит, то он ее съест. А она обхитрила медведя…испекла пирожки…вкусные…с яблоками и мясом…залезла в короб и он ее отнес в деревню. А по дороге он хотел съесть пирожки, но Машенька все видела и не дала ему съесть…бабушка обрадовалась. А медведь убежал…нет…да…его собаки прогнали. | Рассказыва ет оживлен но. Улыбает ся, когда сбивается с мысли и за думывается. |
11 | Башманов Саша | Жила Маша с бабушкой и дедушкой. Она пошла в лес с девочками и мальчиками…собирать грибы и ягоды. Шла, шла и заблудилась. Испугалась. И встретила медведя. Она хотела убежать, но не знала куда. Она была маленькая и помещалась в большой короб. Медведь пошел посмотреть погоду, а Машенька залезла в короб и пирожки положила сверху. А медведь ее не заметил…отнес пирожки бабушке и дедушке…но он сам их хотел съесть, а Маша говорит из короба, чтобы он их не ел. Медведь испугался и пошел быстро в деревню…поставил короб…а собаки все хорошо нюхают и унюхали медведя…и много много собак стали на него лаять и он опять убежал в лес. И все обрадовались. | Рассказыва ет спокой но, степен но, не торо пится. Без эмоций. |
12 | Белова Алиса | Маша живет с дедушкой и бабушкой…Маша пошла в лес. Гуляла долго-долго и потерялась, забыла тропинку домой. А потом зашла в избушку, где жил медведь. Медведь потом пришел и обрадовался. «Теперь ты мне будешь готовить. Я люблю кашу и пирожки». Она соскучилась по дедушке с бабушкой и решила убежать. Испекла много пирожков и залезла в короб…да…залезла и сидит…ее совсем не видно…медведь не догадался и понес ее в деревню. По дороге он устал и хотел съесть пирожок, но Машенька ему не разрешила и он пошел дальше. Опять хотел съесть и она опять ему не разрешила. Медведь пришел в деревню…испугался собак и опять убежал в лес. Дедушка с бабушкой увидели Машеньку и обрадовались ... и Машенька обрадовалась тоже. | Задумчи вый взгляд в сторону. Рассказыва ет осторож но с инте ресом и ин тонацией. |
13 | Цибин Саша | Бабушка с дедушкой очень любили Машеньку. Они жили дружно и весело в своем доме. Однажды…Маша с подругами пошла в лес по грибы и по ягоды и … встретила медведя страшного…нет…она сначала зашла в избушку. А медведь обрадовался. Ему скучно жить одному в лесу. Маша хотела домой к бабушке и дедушке…и она придумала…обманула медведя…залезла в короб и спряталась в пирожках. Медведь сказал, что она молодец, что она заботится о бабушке с дедушкой. Он тоже очень любил пирожки. И пошел в деревню. Хотел съесть все пирожки, но Маша все видела и стала на медведя ругаться. Он отдал мешок и ушел обратно в лес…его собаки напугали. А Машенька засмеялась и больше не ходила в лес. | Болтает ногами и перебирает в руках игрушку. Рассказы вает с заминками и паузами, но с инто нацией. Улыбается. |
14 | Скоробогатов Дима | Жила – была маленькая девочка Машенька. Жила она не одна, а со своими дедушкой и бабушкой. Жили они бедно. Было лето. Есть было нечего. И отправили они Машеньку в лес за грибами, за ягодами, за корнями. Взяла Машенька большое лукошко и отправилась далеко- далеко в лес, где много всего. Собирала ягоды, грибы…и вдруг она встретила зайца. Он рассказал Машеньке дорогу, где можно отдохнуть и поесть…она очень устала и решила в доме поспать. Вдруг пришел медведь…страшный. Она напугалась…и он ее не захотел отпустить домой, сказал: «Будешь мне каши варить». Но Машенька решила убежать…она спряталась к большом коробе и медведь понес гостинцы бабушке и дедушке… его собаки прогнали из деревни…а Машенька вылезла из короба и побежала к бабушке. Они все обрадовались. | Рассказыва ет с уверен ностью, интонацией смотрит по сторонам, жестикули рует. Заинтересо ван в рас сказе. |
15 | Марков Петя | Маша пошла в лес за грибам и за ягодами. Шла, шла и наткнулась на избушку…а в этой избушке был беспорядок…и она все помыла и навела порядок. А потом пришел медведь, она спряталась, но медведь все равно ее нашел и сказал, что не отпустит домой. А она спряталась в коробе с пирожками, которые сама испекла и сказала, чтобы он отнес бабушке с дедушкой эти пирожки и чтобы по дороге их не ел. Медведь хотел их съесть….но потом передумал и отнес в деревню. Бабушка с дедушкой обрадовались и стали дальше хорошо жить. | Рассказы вал быстро, иногда вставал и опять садился. Отвлекался на звуки за окном. |
Таблица № 2 Воссоздающее воображение в изобразительной деятельности
2. Обсуждение результатов:
В ходе эксперимента на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию экспериментатора приняли все дети. Приступили к работе с желанием.
АНАЛИЗ РАССКАЗА
На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах. Сюжет:
-85% детей из 15 воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.
-15% помимо основного, дети указали на встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это заяц, который подсказал дорогу к избушке медведя и бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).
Композиция сказки выделена у 75% детей, из которых 45% - четко и правильно, а 30% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 25% опускали один или несколько составных частей композиции.
Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки). Лишь в 25% не была указана роль собак и в 70% - роль подруг.
Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 55% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 30%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 55%, большой и лохматый – 15%, хороший – только в одном случае.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В 35% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.
АНАЛИЗ РИСУНКА
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:
-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.
-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.
-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали.
В работе детей повторяются образы, описанные в сказке.
Удалось установить, что все дети нарисовали основной образ: Машеньку. Из них: 10 % детей нарисовали только Машеньку; 25% - основной образ на фоне пейзажа, в интерьере (лес, дом, поляна, солнце, облака и т.д.); - 65% - нарисовали как Машеньку, так и медведя на фоне пейзажа.
Можно сделать вывод, что дети выделили в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес. А сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив в рисунке наиболее значимый и запомнившийся объект.
В ходе эксперимента установлено, что дети чаще используют теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальный предметов.
-15% из 15 испытуемых в своих работах использовали два цвета.
-35% - использовали четыре цвета.
-25% - использовали пять цветов.
-10% - использовали в работе шесть цветов.
-10% - восемь разных цветов.
-5% - использовали 9 разных цветов.
Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ
Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:
-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно.
-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют яркие цвета.
-35% - после выполнения устало вздохнули, заулыбались, довольные проделанной работой.
Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить, что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85% детей проявляли свои эмоции, у 15% такого проявления не наблюдалось.
В процессе рисования дети вели себя по-разному:
-15% испытуемых детей комментировали свои рисунки в процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.
-75% из 15 детей рисуют молча, их увлекает сам процесс рисования,
лица детей сосредоточенные, серьезные, увлеченные. Погружены в свой
мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась интериоризации, превращаясь во внутреннюю речь и в этой форме сохраняя свою планирующую функцию.
-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы
не относящиеся к сказке, такие как:
1. - А у меня скоро день рождения.
2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.
Вывод:
В результате проведенных анализов удалось установить, что дети справились с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности. Дети выделяли в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес; сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив наиболее значимый и запомнившийся объект. А рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает более полное воссоздание целостности и приближенности к оригиналу сказки.
Выводы:
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Оно играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще и допуская значительно более «легкий» отлет от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности.
Наиболее ярко воображение проявляется в ролевой игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). Мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Основным содержанием воображения детей является человеческое общение; именно оно служит материалом для создания воображаемых образов и ситуаций.
Заключение
В этой работе было проведено исследование проблемы особенностей воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности для понимания вопроса – что же такое воображение? которое таит в себе путь к творческой свободе людей.
Список литературы
1. Венгер Л.А. Психолог в детском саду М., 1995.
2. Веранса Н.С., Дьяченко О.М. Еще не поздно… М., 1992.
3. Выготский Л.С. Психология. М., 2002.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1992.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
6. Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
7. Давыдов В.В. Новые исследования по психологии. №2 1995.
8. Детская практическая психология: Учебник \ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.
9. Дьяченко О.М. воображение дошкольника. М., 1986.
10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
12. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
13. Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. М., 2001.
14. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.
15. Рыбинский Е.М. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.
16. Словарь психолога-практика\ сост. Головин С.Ю. Мн., 2001.
17. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
18. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1997.
19. Урунтаева Г.А Дошкольная психология. М, 1999.
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
21. Цукарь А.Я. уроки развития воображения. М., 2000.
22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
№ | испытуемый | Рассказ по рисунку дословно | Поведение, эмоции |
1 | Крошкова Аня | Я нарисовала Машеньку. Она улыбается, рада, что вернулась к бабушке и дедушке. Это дерево, дом, солнце. Я нарисовала цветок…у меня на кофточке такой же есть…большой и синий. Все. | задумывает ся в выборе карандашей и рассматривает свой рисунок |
2 | Жогина Оля | Я нарисовала Машу. Ей бабушка подарила платочек. Мне тоже бабушка вчера подарила. А медведя собаки покусали, и он убежал …в лес. | Рисовала с интересом. |
3 | Степанова Юля | Это бабушка. Это Маша…она далеко – далеко от дома. Ее медведь напугал. Она в шапке, чтобы клещи в лесу не упали. А то мне мама говорит, что в лесу много клещей…страшных. | Отобрала сразу себе три цвета. Увлечена |
4 | Косорева Ира | Маша по тропинке идет и грибы собирает. А медведь ждет ее в избушке…и еще много деревьев. А Маша очень красивая…как моя мама. | Увлеченно рисует. Улыбается |
5 | Шимарданова Исамия | Машенька убегает от медведя домой…у медведя нет рук, чтобы он ее не поймал. Он большой и страшный. Я видела такого в зоопарке. У них зубы белые. | Старательно выводила Машеньку. Устало вздохнула. |
6 | Вишнякова Наташа | Я нарисовала Машеньку. Она красивая…я хотела ей платье белым нарисовать, но не видно. У нее корона есть как у принцессы. | Задумыва лась, под перала щеку. Долго не мог ла решить ка ким цветом рисовать платье |
7 | Митин Сережа | Я нарисовал Машеньку. Она у меня не очень хорошо получилась. Я хотел медведя нарисовать, но передумал. Она гуляет по лесу. Лес тоже не нарисовал. | Рисовал сосредото ченно, старательно |
8 | Белова Настя | Я нарисовала избушку, где жил медведь. Он добрый…но не умел готовить…вот и хотел, чтобы ему Маша готовила. А она в новом платье и шапочке. А у меня скоро день рождения. | Отвлекалась, но потом сосредоточилась на рисунке |
9 | Никсааев Костя | В доме они жили. Она ему готовила каши…я тоже люблю пирожки. | Увлеченно работал, лицо спокойное |
10 | Марков Алексей | Я нарисовал лес…в нем темно и страшно, много деревьев. Маша заблудилась…она собирала красивые цветы и грибы. Вот. | Увлечена работой была. На лице удовлетво ренность и улыбка |
11 | Башманов Саша | Я нарисовал Машу с медведем. Он боится собак. Это дом, где живут бабушка с дедушкой. Их не видно, они в доме. У моего дедушки тоже есть собака. Зовут Рекс. | Рисовал медленно, старательно. |
12 | Белова Алиса | Я нарисовала как медведь несет Машеньку в коробе домой…она там спряталась и он ее не заметил. | Рисовала сос редоточенно, иногда смот рела в окно |
13 | Цибин Саша | Я нарисовал как они жили вместе в доме…Машенька и бабушка с дедушкой. У нее красивое платье. Солнце светит…тепло | Задумыва лась в про цессе. |
14 | Скоробогатов Дима | Я нарисовал Машеньку. Она идет по лесу с лукошком. И заяц сидит в норе. | Нарисовал быстро, но потом долго вносил исправления |
15 | Марков Петя | Я нарисовал Машеньку…она улыбается потому, что убежала от медведя. | Старался, задумывался над рисунком |
В ходе эксперимента на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию экспериментатора приняли все дети. Приступили к работе с желанием.
АНАЛИЗ РАССКАЗА
На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах. Сюжет:
-85% детей из 15 воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.
-15% помимо основного, дети указали на встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это заяц, который подсказал дорогу к избушке медведя и бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).
Композиция сказки выделена у 75% детей, из которых 45% - четко и правильно, а 30% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 25% опускали один или несколько составных частей композиции.
Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки). Лишь в 25% не была указана роль собак и в 70% - роль подруг.
Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 55% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 30%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 55%, большой и лохматый – 15%, хороший – только в одном случае.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В 35% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.
АНАЛИЗ РИСУНКА
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:
-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.
-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.
-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали.
В работе детей повторяются образы, описанные в сказке.
Удалось установить, что все дети нарисовали основной образ: Машеньку. Из них: 10 % детей нарисовали только Машеньку; 25% - основной образ на фоне пейзажа, в интерьере (лес, дом, поляна, солнце, облака и т.д.); - 65% - нарисовали как Машеньку, так и медведя на фоне пейзажа.
Можно сделать вывод, что дети выделили в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес. А сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив в рисунке наиболее значимый и запомнившийся объект.
В ходе эксперимента установлено, что дети чаще используют теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальный предметов.
-15% из 15 испытуемых в своих работах использовали два цвета.
-35% - использовали четыре цвета.
-25% - использовали пять цветов.
-10% - использовали в работе шесть цветов.
-10% - восемь разных цветов.
-5% - использовали 9 разных цветов.
Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ
Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:
-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно.
-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют яркие цвета.
-35% - после выполнения устало вздохнули, заулыбались, довольные проделанной работой.
Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить, что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85% детей проявляли свои эмоции, у 15% такого проявления не наблюдалось.
В процессе рисования дети вели себя по-разному:
-15% испытуемых детей комментировали свои рисунки в процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.
-75% из 15 детей рисуют молча, их увлекает сам процесс рисования,
лица детей сосредоточенные, серьезные, увлеченные. Погружены в свой
мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась интериоризации, превращаясь во внутреннюю речь и в этой форме сохраняя свою планирующую функцию.
-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы
не относящиеся к сказке, такие как:
1. - А у меня скоро день рождения.
2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.
Вывод:
В результате проведенных анализов удалось установить, что дети справились с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности. Дети выделяли в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес; сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив наиболее значимый и запомнившийся объект. А рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает более полное воссоздание целостности и приближенности к оригиналу сказки.
Выводы:
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Оно играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще и допуская значительно более «легкий» отлет от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности.
Наиболее ярко воображение проявляется в ролевой игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). Мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Основным содержанием воображения детей является человеческое общение; именно оно служит материалом для создания воображаемых образов и ситуаций.
Заключение
В этой работе было проведено исследование проблемы особенностей воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности для понимания вопроса – что же такое воображение? которое таит в себе путь к творческой свободе людей.
Список литературы
1. Венгер Л.А. Психолог в детском саду М., 1995.
2. Веранса Н.С., Дьяченко О.М. Еще не поздно… М., 1992.
3. Выготский Л.С. Психология. М., 2002.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1992.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
6. Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
7. Давыдов В.В. Новые исследования по психологии. №2 1995.
8. Детская практическая психология: Учебник \ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.
9. Дьяченко О.М. воображение дошкольника. М., 1986.
10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
12. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
13. Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. М., 2001.
14. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.
15. Рыбинский Е.М. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.
16. Словарь психолога-практика\ сост. Головин С.Ю. Мн., 2001.
17. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
18. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1997.
19. Урунтаева Г.А Дошкольная психология. М, 1999.
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
21. Цукарь А.Я. уроки развития воображения. М., 2000.
22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
[1] Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).
[2], Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
[3] Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
[4] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с (стр8)
[5] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с (стр8)
[6] О.М. Дьяченко Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986 – 96 с. (38-50)
[7] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с (66-69стр)