Курсовая

Курсовая Потребность в общении и развитии личности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024



Нижегородский Институт Менеджмента и бизнеса.
Курсовая работа по предмету психология личности на тему: «Потребность в общении и развитии личности».
Выполнила: ст-ка гр. 33У ГФ Гордеева Валентина.

Приняла:
г. Нижний Новгород, 2011 год.

Содержание.
Введение стр.3

1. Потребность и мотив общения стр.5 2. Потребность в общении и развитие стр.7

3. Появление потребности общения стр.12

Заключение стр.17

Литература стр.20

Введение.

Общение - одно из важнейших явлений человека, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Общение непосредственно связано с деятельностью и рассматривается в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному: как особый вид деятельности; как специфическая социальная форма информационной связи; как форма взаимодействия субъектов; как самостоятельная и сведенная к деятельности категория; как процесс межличностного взаимодействия; как обмен мыслями, чувствами и переживаниями; как существенный аспект человеческой деятельности; как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей; как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляются через общение и наоборот. И даже общение с самим собой происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался. То есть индивид действует так, будто принадлежит к какому-то сообществу: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д.

В. Знаков отмечает, что современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае - это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей. Общение, таким образом, толкуется как форма взаимодействия субъектов, которая мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или неприязни).

Существует несколько подходов в изучении общения:

- субъект-субъектный - партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью,

- моносубьективный опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок и общение для него является эпизодом в жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

- полииндивидный - индивид не просто один в этом мире, а один из многих других, и влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего,

- интерсубьективний подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации, общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи. Зато, если аргументы одного партнера не совпадают с ожиданиями другого, то общение приобретает субъект-объектный характер.

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей, во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы. Специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью.

Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.

Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.

По сути дела остается открытым и вопрос о специфике потребности в общении — о ее качественном своеобразии и несводимости к любым другим потребностям. На словах ее часто признают, но на практике коммуникативную потребность нередко сводят к другим потребностям - во впечатлениях, в безопасности, в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом или в совокупности всех благ.

1. Потребность и мотив общения.

Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

Эволюция превращает существо с низким уровнем развития в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения  - потребность в контактах с себе подобными. Данная потребность составляет необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития, она необходима так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как личности.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами по-разному. В нашем случае понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А. Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом». Таким образом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.

В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершить инициативный акт общения, или ответить ему, совершить реактивное действие, является сам взрослый человек.

Но окружающие очень сложны и разнообразны. Кроме того, они постоянно изменяются под влиянием различных событий и обстоятельств. В разные периоды детства ребенок способен увидеть в своем партнере лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребенок постигает других людей в их все более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнере, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребенком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый оказывается мотивом социального поведения ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом — а значит, и мотивом — деятельности общения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один — ребенку, а другой — его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путем сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребенка в партнере, но и о том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.

Анализируя результаты экспериментальных работ, ученые пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: это 1) потребность во впечатлениях, 2) потребность в активной деятельности и 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

2. Потребность в общении и развитие личности.
Основополагающий для марксистской теории личности тезис о том, что отдельные индивиды таковы, какова их практическая деятельность, органически взаимосвязан с положением о том, что эти индивиды развиваются и формируются в практическом общении, благодаря различным взаимоотношениям и взаимодействиям друг с другом. Общение, как деятельность вообще, не только способ бытия развивающейся личности, но и один из важнейших способов освоения человеческой жизни.

Проблема общения в связи с его детерминирующим влиянием на процесс развития и формирования личности может быть рассмотрена в двух аспектах.

С одной стороны, общение — материально-практическое взаимодействие между индивидами и в этом значении вплетено «в язык реальной жизни». Люди с необходимостью вступают - и не могут не вступать - в определенные отношения друг с другом уже в силу общественного способа своего существования, в котором любое отношение индивида как личности, в том числе и к самому себе, опосредовано его отношением к другому человеку.

Общение — компонент, атрибут деятельности как специфически человеческой формы активности. Сама деятельность содержит в себе объективную необходимость общения между индивидами в форме «обмена» (К. Маркс) способностями, знаниями, опытом, результатами деятельности и т. д. Будучи непосредственно вплетенным в различные виды деятельности в качестве их существенного и обязательного момента, общение необходимо включено в процесс детерминации развития личности как субъекта деятельности. Таким образом, реализация принципа деятельности, сформулированного в советской психологии, применительно к развитию личности предполагает анализ детерминирующего влияния на личность субъект-субъектных отношений. При таком анализе учитывается тот факт, что общественно-исторический опыт человечества реально представлен не только предметно — в орудиях труда, в памятниках культуры и искусства и т. д., но и субъективно — в живом опыте реально существующих индивидов. В свою очередь, развитие личности в деятельности предстает как присвоение ею своей общественной сущности, заключенной не только в предметах и способах оперирования с ними, но и в опыте живых людей. Деятельность служит той всеобщей формой бытия человека, посредством которой присваивает свою общественную сущность одновременно и предметно, через взаимодействие с предметным миром, и субъектно, т. е. через взаимодейтвие с другими индивидами в процессе производства «совокупного» (К. Маркс) общественного продукта.

Проблема общения выступает в психологии еще в одном аспекте. Он связан с тем, что общение как межличностное взаимодействие выступает содержанием одной из фундаментальных человеческих потребностей — потребности человека в личности другого индивида.

И если при рассмотрении первого из обозначенных аспектов главным в развитии личности выступает момент внешней детерминации, идущей со стороны объективных условий и форм жизнедеятельности человека, то при рассмотрении второго аспекта центр тяжести перемещается в сторону самой личности, к ее собственной активности и возможностям, т. е. к внутренним детерминантам развития.

Этот аспект проблемы общения выступает как собственно психологический, поскольку предметом рассмотрения оказывается мотивационно - побудительная сфера личности. Для психологии, имеющей дело с конкретным человеком, важно, конечно, определить внутренние побудительные силы развития индивида как личности, раскрыть реальное психологическое основание этого процесса.

Вопрос о побудительных силах и источниках развития имеет, как известно, принципиальное значение в диалектической теории. Его решение связывается, прежде всего, с наличием внутренних борющихся противоречий в явлениях и процессах реального мира. В отношении формирования личности это методологическое положение приобретает реальный смысл, когда мы, прежде всего, обращаемся к духовным потребностям человека, выражающим в своей совокупности его родовую общественную сущность.

Общепсихологическая природа потребности раскрывает себя как «сгусток» противоречий, заложенных в самой сущности этих специфических образований человеческой психики.

Со стороны механизмов своего функционирования, своей внутренней динамики потребности — это единство постоянно сменяющих друг друга, с одной стороны, состояний напряжения, «нуждаемости», неудовлетворенности, а с другой стороны, состояний «насыщения» и удовлетворенности. Испытываемая в потребности нужда индивида в чем-то ему противостоящем выступает одновременно и как его зависимость от чего-то, и как стремление к нему.

Со стороны своей предметной направленности потребности — это единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, идеального и «опредмеченного».

Со стороны своей деятельностной природы потребности — это не только обусловленное, но и обусловливающее начало деятельности человека, не только предпосылка, но и результат человеческой деятельности.

И, наконец, со стороны своих внутренних, эмоциональных характеристик как принадлежащих реальному индивиду потребности — это одновременно и желаемое, т. е. то, чего пока нет, и виртуальная реальность, действительная в своей значимости и субъективной данности индивиду.

Учет противоречивой природы человеческих потребностей помогает понять то главное, что делает их источником активности во всех сферах жизнедеятельности личности, в том числе и в своем собственном развитии.

Духовные потребности, к которым, кроме потребности в общении и трудовой деятельности, относятся также нравственные, эстетические, познавательные и другие, выражают основные тенденции развития личности, представляя внутренний потенциал ее целостного самоосуществления. При таком понимании процесс развития личности раскрывается не как совокупность пассивных изменений в структуре ее психологической организации под влиянием внешних воздействий, а как активный процесс самоорганизации и самодетерминации, где сама личность выступает деятельным, творческим началом этих изменений.

Потребности как личностные образования человеческой психики выражают основные тенденции ее развития как самоорганизующейся системы, в которой внешняя детерминация опосредуется внутренней. Более того, с точки зрения марксистской концепции, само развитие личности выступает ее внутренней необходимостью, ее потребностью. И чем более зрелой и духовно богатой оказывается личность, тем ярче и полнее проявляется в ней эта необходимость. «Богатый человек,— писал К. Маркс,— это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда» Потребность в самоосуществлении и развитии, о которой говорит К. Маркс, связывая ее с богатством и всесторонним развитием индивида, находит свое выражение, прежде всего, в духовных потребностях личности, среди которых, в числе первых, должна быть названа потребность в общении.

Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера и т. д., т. е. всем тем, что выступает достоянием внутреннего мира общающихся индивидов и определяет богатство их субъективного опыта.

В межличностном взаимодействии устанавливается «диалогическая» связь равноправных партнеров, в которой нет поляризаций сторон в том смысле, что один «производит», а другой «потребляет». Это всегда двустороннее, взаимное обогащение, поскольку, делясь своими чувствами, мыслями, знаниями с другими, «отдавая» себя другим, человек сам становится духовно богаче, достигает более высоких уровней нравственной и психологической зрелости. Со всей наглядностью и очевидностью эта закономерность выступает в чувствах любви, дружбы, товарищества, которые представляют наиболее глубокие и индивидуализированные формы проявления потребности человека в другом человеке.

В процессе удовлетворения потребности в общении через специфические механизмы идентификации, сопереживания, чувствования, синхронизации, внушения, подражания и т. д. возникает возможность, оставаясь в рамках своего «Я», как бы шагнуть в субъективный мир другого человека, приобщиться к общечеловеческому опыту (например, в процессе «потребления» произведений искусства, литературы). Вот почему в потребности общения содержится ключ к пониманию того, как осуществляется переход человека, носителя индивидуальной субъективности, индивидуальной сущности, в человека, носителя общественной сущности, и наоборот.

Экспериментальные исследования различных аспектов возникновения и развития потребности в общении на разных стадиях онтогенеза, и прежде всего на ранних его этапах, убедительно показывают огромную роль потребности в общении в общем прогрессе личности — в развитии важнейших личностных структур и форм поведения.

Прежде всего, отмечается чрезвычайно раннее проявление этой потребности в онтогенезе человека, когда ни о каких других формах духовных потребностей не может быть и речи. Хотя потребность в общении нельзя считать врожденной, трудно отрицать наличие некоторых ее предпосылок. Не вызывает сомнений, например, факт избирательного отношения новорожденных к воздействиям, исходящим непосредственно от человека, главным образом звуковым (человеческий голос) и зрительным (человеческое лицо). Можно предполагать, что ребенок рождается с определенной предрасположенностью к восприятию чисто человеческих раздражителей, прежде всего речевых. Есть основание допустить, что уже в дородовой период обеспечивается некоторая психологическая подготовленность будущего младенца к человеческой среде обитания — к совместной жизни с другими индивидами, поскольку для новорожденного мир сразу же выступает как мир человека и человеческих отношений.

Большинство специалистов относят время зарождения у детей потребности в общении с взрослыми к концу первого месяца жизни, считая формой ее проявления так называемый комплекс оживления.

Разумеется, для развития и формирования потребности в общении, как, впрочем, и других психологических образований личности растущего ребенка, решающее значение приобретает система его практических действий с окружающими взрослыми людьми. И хотя в генезисе потребности в общении активно проявляют себя врожденные предпосылки, она возникает и формируется на основе и благодаря практическим действиям, деловой активности младенца, организуемой и направляемой со стороны взрослого.

Это положение представляется принципиальным, поскольку только с этих позиций общение как основополагающая для всего психического развития ребенка потребность выступает не имманентно присущей человеку силой, а отражением в форме психического объективной необходимости самого способа бытия индивида как общественного существа, все связи и отношения которого к окружающему миру опосредованы отношениями к другому человеку. Кроме того, в свете этого положения становится также очевидной взаимосвязь выделенных нами выше для анализа двух аспектов проблемы общения — как личностной потребности и как материально-практического взаимодействия между индивидами. Причем ведущим выступает второй аспект, поскольку потребность человека в другом человеке не только проявляется, но и формируется, развивается в процессе реальных человеческих взаимоотношений.
Эта закономерность имеет силу не только на начальных этапах онтогенеза, но и на всем его протяжении. В свою очередь, содержание, формы, эмоциональная насыщенность, личностная значимость и, главное, результативность практических взаимоотношений во многом определяются тем, в какой мере их реализация связана с удовлетворением потребности человека в общении, а также с уровнем развития последней.

Материалы психологических исследований и жизненных наблюдений дают основание считать потребность в общении одним из самых динамичных и потенциально богатых психических образований человека, качественно меняющихся на протяжении всей его жизни. Изменения затрагивают и ее содержательно-мотивационные характеристики, и формы и средства удовлетворения, и возможности влияния на другие стороны и структуры личности.

Первоначально эти практические действия сконцентрированы вокруг удовлетворения естественных жизненно необходимых нужд младенца (в пище, тепле, удобстве и т. п.).

На разных этапах онтогенеза возникают новые дифференцировки и разнообразные модификации потребности в общении, а также новые соотношения между ними, что определяет переход ее на более высокий уровень организации. Начиная свой «путь» от потребности младенца во внимании и доброжелательности взрослого, она в дальнейшем проявляет себя и в стремлении ребенка к самоутверждению, самостоятельности, признанию и уважению, к высокой оценке своего «Я» со стороны других, а в более старшем возрасте также и в стремлении достичь взаимопонимания с другими, найти душевную близость с избранным кругом людей, ощутить свою причастность ко всему человечеству, единение с ним. Отсюда понятно, что развитием потребности в общении во многом определяется становление таких интегральных личностных образований человеческой психики, определяющих целостность и устойчивость ее системы, как самосознание и индивидуальность. Кроме того, именно с этой потребностью непосредственно связано зарождение и развитие других, специфически человеческих форм поведения и соответствующих им потребностей — нравственных, эстетических, познавательных, потребностей в трудовой, общественно-организационной деятельности и др. Содержательный анализ этих духовных потребностей человека отчетливо выявляет в них специфические формы проявления потребности индивида в другом индивиде.


3. Появление потребности в общении.

Как же и когда появляется потребность в общении? В поисках ответа на этот вопрос было проведено систематическое наблюдение за детьми начиная с 16-го дня жизни.

Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым: он не отвечает на обращения старших и, конечно, сам к ним не адресуется. А после 2 мес. младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны. Но как точнее определить, есть ли уже у младенца коммуникативная потребность, а если нет, то на каком этапе становления она находится? Наблюдая за ребенком первых двух-трех недель жизни, не обнаруживается никаких признаков общения. Новорожденный не проявляет никакого интереса к людям: его беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обращаются. На происхождение потребности младенца в общении с взрослыми существуют разные точки зрения. Одни авторы считают ее целиком врожденной, другие полагают, что она складывается прижизненно, в ходе общения с другими людьми. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не врожденна и приобретается только прижизненно.

М.И.Лисина высказала гипотезу о том, что потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Одним из источников потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и. т.д.).
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Начиная со 2-го месяца жизни, ребенок активно общается с взрослым. Существует 4 критерия, на основании которых можно утверждать наличие у младенцев потребности в общении:
1. взгляд в глаза взрослого: этот признак свидетельствует об интересе ребенка к взрослому, его готовности воспринимать его воздействия, обнаруживает направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей.
2. Ответная улыбка на воздействия взрослого, которая отражает эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие младенца от обращенности взрослого, обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно связано со знанием о нем.
3. Инициативные улыбки и двигательное оживление, выражающие активные попытки младенца привлечь к себе внимание взрослого через демонстрацию себя, привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собой и самому как бы еще раз увидеть свои возможности через реакцию другого человека.
4. Ответ на отношение взрослого, который проявляется в готовности перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого и тем самым побудить к повторным выражениям положительного отношения.

Не означает ли это, что указанная потребность унаследована и лишь «проявляется» после рождения ребенка? Ответ на этот вопрос отрицательный - формирование потребности детей в общении с окружающими людьми целиком прижизненно. Доказательство выдвигаемого тезиса можно найти в некоторых работах по госпитализации. Так, например, М. Ю. Кистяковская наблюдала, что в условиях госпитализации дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. При этом педагог практически проводил ребенка через те этапы, которые были выделены и описаны выше как этапы развития потребности ребенка в общении с взрослыми. Дело начиналось с пробуждения у ребенка познавательного интереса к взрослому. Чуть позднее у ребенка появлялось аффективное отношение к людям и предметам. И в заключение у детей формировалось инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей.
Первое полугодие жизни – уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к взрослому. Причем это отношение абсолютно положительно и бескорыстно. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит, она лишь радуется самому факту его существования. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест - это против своей «незамеченности». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает экспрессивно-мимическими средствами, т.е. средствами комплекса оживления (других у него еще нет).
Таким образом, первой формой общения ребенка с взрослым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.
В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания.
Эта первичная форма самосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении ребенка: в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности.
Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он осознает себя как субъекта общения и обращения взрослого. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует себя тем, на кого направлены взгляд, улыбка, слова взрослого.
В работе Г.Х.Мазитовой исследовался феномен узнавания младенцами взрослых. В ее экспериментах младенцы от 16 дней до 12 месяцев общались с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Выявилась следующая картина развития взаимоотношений младенца с окружающими взрослыми.
На первой стадии (1 мес.) у детей отсутствуют устойчивые реакции на любые воздействия всех взрослых. На втором месяце жизни младенцы хорошо различают внимание и невнимание взрослых, но еще никак не различают самих взрослых – они радостно встречают всех взрослых без исключения. В 3 месяца проявляется дифференцированное отношение к окружающим людям, которое окончательно формируется примерно к пяти месяцам. Причем сначала узнавание осуществляется в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим. Дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем незнакомому. Только после 5 месяцев появляются качественные различия в эмоциональных проявлениях детей, направленных на разных взрослых. Незнакомые люди начинают вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие – яркие положительные эмоции.
Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру.
Во втором полугодии жизни возникает новая форма общения с взрослыми – ситуативно-деловая, которая происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерны потребности в сотрудничестве с взрослыми, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства.
Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. В этот период интенсивно развивается фонематический слух и предречевые вокализации младенца, в которых начинает преобладать лепетное говорение. Важными условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщенные слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

Первоначально некоторые элементы будущей деятельности общения выполняются в составе иных видов активности, побуждаемых другими потребностями. Ведь любая деятельность всегда многограннее, чем предусматривается предварительной задачей. И лишь потом постепенно эти элементы выделяются, объединяются и составляют новый вид деятельности. При этом деятельность общения и потребность в общении конституируются почти одновременно, и исходным пунктом в обоих случаях служит выделение взрослого в качестве объекта особой активности ребенка.

Но данное рассуждение немедленно выдвигает два новых вопроса: 1) на основе каких потребностей формируется потребность ребенка в общении с взрослыми и 2) какие факторы обеспечивают приобретение ею специфических черт, отличающих ее от тех потребностей, на базе которых она возникает, и необходимых для того, чтобы ее можно было считать истинно новой потребностью?

Будучи беспомощным и не умея удовлетворить их самостоятельно, младенец сигнализирует о дискомфортных состояниях и тем добивается их устранения. Но его беспокойство и крики являются сигналами, и очень точными, только объективно. Субъективно он никому их не адресует, и это дало повод авторитетным психологам утверждать, что в первые дни и недели жизни младенец либо вовсе не подозревает о существовании близких взрослых, ухаживающих за ним, либо ощущает их присутствие крайне смутно, толком не отделяя родителей ни от себя, ни от остального мира.

Однако жизненная практика в конце концов помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать.

Но органические потребности не единственная основа потребности в общении. Большое значение имеет изначальное стремление ребенка к новым впечатлениям. Взрослый человек — самый богатый информацией объект в мире для младенца.

Однако нужда ребенка в удовлетворении органических потребностей и его стремление к информации — лишь та основа, которая заставляет младенца первоначально выделить взрослого в окружающем мире, обратить на него особое внимание. Это еще не общение: решающее значение для возникновения последнего имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к младенцу как к субъекту и ведет себя с ним как партнер по общению. Более того, взрослый нередко «играет» и за ребенка как за второго участника общения, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют.

Такое поведение взрослого в ходе практического взаимодействия с младенцем создает дополнительную необходимость и возможность для выделения его ребенком как объекта, но оно позволяет ему со временем воспринять взрослого также и как субъекта, а постепенно с его помощью открыть новые — субъектные — качества и в самом себе. Специфика коммуникативной потребности состоит, как говорилось выше, в устремленности ребенка на понимание и оценку себя и других людей — тех, с которыми он общается. Возникшая у ребенка с открытия фундаментального свойства — субъектности, «личностности» взрослого и самого себя, потребность в общении и дальше постоянно побуждает детей к выявлению все новых и новых качеств у себя и у окружающих людей, их возможностей и способностей, важных для успеха совместной деятельности.

Рождение новой потребности не сводится к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене мокрого белья на сухое. Это в корне отличает понимание рождения коммуникативной потребности от концепции «социального научения». В рамках указанной концепции потребность в общении — это вторичная потребность, не только основанная на нужде в помощи взрослого, но и сводящаяся к ней. Мы же утверждаем, что в первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность в общении — для понимания себя и других, равно одаренных активностью, но бесконечно разнообразных субъектов, контакты с которыми приносят ребенку совершенно особое, ни с чем несравнимое удовлетворение.

Выше мы говорили о рождении потребности ребенка в общении с взрослыми. Но в последующие годы у детей появляется также стремление общаться друг с другом. Как рождается эта новая коммуникативная потребность?  

  Потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное — это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. А кто является тем зеркалом, в которое ты смотришься, определяется только тем, как именно можно использовать партнера для целей самопознания и самооценки.


Заключение.

«По своим психологическим характеристикам многие из внутренних побуждений личности, — пишет российский психолог И. А. Джидарьян, — могут быть определены как самостоятельные потребности — потребность в самоутверждении, в уважении, взаимопонимании, в высоком престиже и т. д., тем не менее каждая из них отчетливо обнаруживает свою общность с потребностью в общении как потребностью человека в другом человеке. Самосознание личности, в своих развитых формах, выступающее как потребность человека в самом себе — в самопознании, самооценке, самовыражении, в самоподдержке, в самоконтроле за своим поведением и поступками и т. д., имеет своим основанием более широкую потребность в общении, потребность человека в другом человеке» (Джидарьян И. А., 1981. С 150).

Весьма показательными в этом случае оказываются эксперименты в сурдокамере, проведенные отечественными психологами О.Н. Кузнецовым и В.И. Лебедевым с кандидатами в космонавты. Сурдокамера — это специально оборудованное помещение, в котором испытуемый лишен общения с другими людьми, лишен возможности разговаривать и слышать голос другого человека.

Исследования показали, что человек, находящийся в изоляции и лишенный возможности общаться, начинает “выделять” партнера из своего собственного сознания. У испытуемого, находящегося длительное время в изоляции, появляется спонтанная речевая активность; вместо привычной внутренней речи он начинает говорить вслух, разговаривает сам с собой, задает себе самому вопросы, отвечает на них и пр. Собственные мысли и переживания он начинает воспринимать как навязчивые, будто бы приходящие извне, ему слышатся голоса. Так, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев описывают случай, когда одному из испытуемых на десятые сутки эксперимента начало казаться, что в камере, позади его кресла, кто-то стоит, хотя у него не было никаких зрительных или слуховых ощущений, на это указывающих, и он твердо знал, что в камере никого, кроме него, нет.

Аналогичные результаты были получены в исследованиях сенсорной депривации. Участника эксперимента в течение некоторого времени лишали возможности воспринимать какие-либо сигналы извне. Ему закрывали нос, глаза, уши и укладывали в ванную с водой, температура которой равнялась температуре тела испытуемого. Через некоторое время после начала эксперимента человек терял способность что-либо понимать, у него возникали галлюцинации, разрушалось сознание, происходила дезорганизация мыслительной деятельности. По сути дела, он “сходил с ума”. Эксперимент доказывает, что потребность получать информацию извне, чаще всего от других людей, является важным условием нормальной деятельности человеческого мозга.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом его жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Проведенный анализ раскрывает огромные возможности потребности в общении с точки зрения развития и формирования зрелой личности. Важно подчеркнуть, что процессами межличностного общения затрагиваются прежде всего побудительные, установочные, мотивационные, эмоциональные сферы личности общающихся индивидов, т. е. наиболее значимые и глубокие структуры личности, формирование которых какими-либо другими способами и средствами представляет значительные трудности или даже вообще не может быть достигнуто. В этом смысле общение выполняет в целостном развитии личности уникальную и ничем другим не восполнимую роль.

Считается, что в онтогенезе формирование личности происходит путем усвоения социального опыта и накопления индивидуального, то есть на основе социализации, которая была бы невозможна без врожденной потребности человека в общении. Так, американский психолог Г. Крайг (2000) считает, что процесс, благодаря которому человек становится полноценным членом группы: семьи, общины, рода, — это социализация. Она обеспечивает человеку усвоение установок, мнений, обычаев, ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы и длится всю его жизнь, а не только в детстве и юности.

Социализацию сегодня понимают как двусторонний процесс. Если раньше считалось, что сначала дети пассивно идентифицируют себя со значимыми для них взрослыми, а затем подражают им, то сегодня, изучая социализацию, ученые исследуют влияние детей и родителей друг на друга.

Г. Крайг считает, что социализация ребенка происходит благодаря опыту, который он приобретает в семье, но само его присутствие заставляет членов семьи осваивать новые роли. Взрослые также стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым переменам в жизни. Однако все-таки именно в детстве, по мнению автора, процессы социализации вырабатывают основные стереотипы поведения, которые сохраняются и в последующей жизни. При этом они способствуют созданию условий, которые формируют из ребенка взрослого человека.

То, что процесс социализации не является процессом одностороннего воздействия взрослых или всех окружающих на ребенка, а должен рассматриваться как двусторонняя коммуникация, доказывают многие авторы. Так, американские психологи Р. А. Уиклунд и Д. Фрей (R.A. Wicklund, D.Frey, 1980) провели эксперимент, в котором испытуемым предлагалось поместить на лоб изображение буквы Е. Хотя и никаких инструкций о том, как располагать букву на лбу, не давалось, испытуемые располагали ее так, чтобы мыслимый наблюдатель, стоящий к ним лицом, мог бы ее правильно прочесть.

В связи с этим российский психолог профессор В. В. Столин пишет: “Есть все основания полагать, что усвоение точки зрения на самого себя глазами внешнего наблюдателя — феномен, обязанный своим происхождением самым общим и, если можно так выразиться, примитивным формам общения” (Столин В.В., 1983. С. 28).

Итак, социализация человека не возможна без его потребности в общении. В процессе социализации человек приобретает ценностные ориентиры, позволяющие ему сравнивать себя с другими людьми, учитывать их установки и оценки, взаимодействовать, проявлять собственное “Я” и пр.

В связи с этим выдающийся российский психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: “”Чистый”, трансцендентальный субъект объективного познания — это всеобщность, которая реально существует лишь в виде множества эмпирических субъектов (“я”). Каждый из этих конкретных эмпирических субъектов определяется лишь через свое отношение к “другому” (через свои отношения друг к другу). Отношение другого “я” к моему “я” выступает как условие моего существования. Каждое “я”, поскольку оно есть и всеобщность “я”, есть коллективный субъект, содружество субъектов, “республика субъектов”, “содружество личностей”; это “я” есть на самом деле “мы”. Субъект науки — это человечество, субъект речи — это вместе с индивидом и народ (его язык)” (Рубинштейн С.Л., 1973. С. 337).


Литература.

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

С.31–57 (с сокращ.)

2. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – М., 1990.
3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1990.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

5. статья «Потребность в общении и развитие личности» Джидарьян,

i-u.ru›Каталог›…/shorohova_psi/06.aspx

6. статья «Потребность в общении и социализация личности»

ra-blc.ru › potrebnost-v-obshhenii-i…lichnosti

1. Реферат на тему Grapes Of Wrath By Steinbeck Essay Research
2. Статья Бизнес-процесс по трейд-маркетинговым акциям
3. Реферат Нелинейные САУ
4. Реферат на тему The Magna Carta
5. Реферат на тему Рюрик
6. Реферат на тему The Priesthood Essay Research Paper PriesthoodFor my
7. Реферат Облік грошових коштів 3
8. Реферат на тему The Japanese Employment System Essay Research Paper
9. Реферат на тему Stress Essay Research Paper Stress by Ashley
10. Реферат на тему Poland Essay Research Paper Poland lies at