Методичка на тему Основные идеи марксистской философии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-11-09Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Основные идеи марксистской философии.
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса - "Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
1. - соединение материализма и диалектики.
2. - диалектико-материалистическое понимание истории.
3. - новое понимание социальной роли философии.
Маркс и Энгельс в начале своей деятельности находились под влиянием Фейербаха. В 1843-1845 гг. Маркс стал отходить от влияния Фейербаха. Материализм Маркса отличался от материализма Фейербаха. Главное положение диалектического понимания истории - общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его общественное бытие. Общественное бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов:
1) Общественное производство материальных и духовных благ.
2) материальное условие непосредственного существования человека, не связанное с производством (быт, семья).
Эти 2 момента Маркс объединял и называл производством и воспроизводством человека как духовного и физического существа.
3) Процесс взаимодействия общества и природы, характер природных условий, характер взаимодействия природы и общества. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот.
Ядром общественного производства является способ производства - единство двух элементов: производительных сил и производственных отношений, связанных между собой диалектическим способом и взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства) состоят из:
1) Человек - главная производительная сила общества, в единстве духовного и физического развития человек является совокупным рабочим и главным каналом вливания науки в производство,
2) Средства труда - производственная техника - это второй канал вливания науки в производство.
3) Предмета труда.
Производственные отношения состоят из элементов:
1) Отношение собственности на средства производства : отношение обмена, распределения и потребления. Они связаны законом соответствия уровня и характера пр. сил и пр. отношений : определенный уровень пр. сил требует определенный уровень пр. отношений.
2) Базис общества - рассматривался Марксом в рамках всего общества и по отношению к любой его составляющей.
Надстройка включает в себя культурные учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим элементом надстройки является государство, оазис - определяющий, а надстройка - определяемый элемент.
Вершиной системы положений диалектического познания является теория "Общественно-экономических формаций" - это исторически определенный тип общества со всеми присущими ему особенностями духовной и социальной жизни, сложившийся на базе к-л способа производства:
1) Первобытно-общинная формация.
2) Античная формация.
3) Азиатская формация. -2) и -3) - Рабовладельческая обш-эк. формация. 4) Феодальная формация.
4) Капиталистическая формация,
5) Коммунистическая формация - включает 2 фазы : 1) социализм и2) коммунизм.
Понятие формация играло в марксизме большую методологическую роль:
Общественное сознание влияет на общественное бытие:
1) относительная самостоятельность общественного знания, проявляющегося в отставании или опережении общественного бытия.
2) подчинено закону преемственности - ранее накопленный мыслительный материал может стать причиной взлета о. сознания при отсталом о. бытии. Проявляется закономерность :каждая из сфер о. сознания имеет свои собственные внутренние законы развития, не связанные с о. бытием.
3) ) в ходе исторического процесса степень активного воздействия о. сознания на о. бытие возрастает (закон возрастания).
4) Культура, по Марксу, есть способ связи между людьми. Это дает ему основание утверждать, что о степени общей культуры человека можно судить только по тому, "в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью". Отсюда вывод Маркса о том, что для каждого человека величайшим богатством "является другой человек