Рассказ

Рассказ Томирис царица саков

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Министерство образования Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Технический Университет
Кафедра СГД
Реферат

по истории Казахстана
на тему: Томирис – царица саков
Выполнил студент

машиностроительного факультета

группы СТ-05-2

Фабер Эдуард
Караганда 2005


Содержание
Введение. 3

Глава 1. Сакские племена. 4

Глава 2. Томирис. 7

Заключение. 11

Список литературы. 12




Введение

Актуальность темы:
Несмотря на давность, история Томирис остается актуальной, представляя не только исторический, но и литературный интерес (образ Томирис не только литературно-богатый; существуют версии, что прототипом амазонок в греческой мифологии послужила великая предводительница саков)
Цель:
Рассмотреть сведения о саках в общем и историю Томирис в частности.
Задачи:


  • Показать социальное устройство сакских племен.
  • Изучить территориальное деление сакского общества, предпосылки его разделения на отдельные группировки.
  • Рассмотреть политику соседних государств (в частности, Ирана) по отношению к государству саков.
  • Рассказать о царице Томирис.


Библиография:
Наиболее полные сведения о саках дошли до наших дней благодаря «отцу истории» Геродоту. Изучая его книгу «История» (том 4), а также записи других историков тех времен, довольно плотно занимался сакским вопросом такой историк, как Ф.Х. Гутнов в своей книге «Сакские портреты» (в этой книге автор исследовал личности самых значимых лиц, сильно повлиявших на историю саков). Также нельзя не отметить труд А. Лудова «Скифы. Загадка происхождения», в котором рассматриваются версии происхождения скифского (сакского) народа и книгу Н.И. Васильева «Великая Скифия», которая довольно подробно описывает историю этого народа.

Глава 1. Сакские племена




На 775 г. до н.э. от Алтая до Дуная обитали разные кочевые ираноязычные племена. Среди них выделялась обширная группа племен, известных у персов под обобщающим названием "сака" (от Волги до Алтая). К  числу этих племен относились собственно скифы ("царские скифы") Геродота, массагеты, т.н. амюргийские скифы Памира и мн. др. Где-то в Восточном Казахстане, в частности, размещалось два племенных союза: собственно "скифы" (они же "скифы царские" Геродота, самоназв. "скута", или "с(а)ку-та", этимология толком неясна) и 

"массагеты" ("мас-сака-та", досл. "большая орда саков"). 

 

Собственно скифов ("скифов царских" Геродота) персы знали как "саков тиграхауда", то есть "саков прямошапочных". Этот факт в литературе не упоминается, но его легко доказать: в составе мидийской сатрапии Персидской империи упоминаются у Геродота "ортокорибантии", то есть "прямошапочники", но в Мидийской сатрапии из всех скифо-сакских народов жила только ветвь Геродотовых же "царских скифов". Следовательно, именно они назывались изначально у персов прямошапочными.

 

Ок.775-725 гг. в степях прошло гигантское переселение, раскалывавшее и смещавшее племена по линии от Алтая на запад и юго-запад. В частности, "собственно скифы" раскололись на две группы: одна сместилась на Сырдарью в район Ташкента (саки тиграхауда ахеменидских перечней среднеазиатских народов и областей), другая рванула на запад, перешла Волгу и захватила Северный Кавказ (ок.725), а оттуда ок. 700-680 г., перейдя Кавказ, завоевала нынешний Азербайджан (эта ветвь и стала прямошапочниками мидийской сатрапии в перечне Геродота).

В 7 веке существует "каганат" всей этой группы скифов, с центром в Азербайджане. В 625 г. он был разгромлен мидянами, после чего большая часть скифов отхлынула на северный Кавказ, а оттуда в конце 7 века окончательно завоевала все Северное Причерноморье. На местные ираноязычные кочевые племена Причерноморья (это были в основном киммерийцы) после этого перешло название скифов (но уже в широком смысле слова).

 

Небольшая часть собственно скифов, однако, не отхлынула за Кавказ, а так и осталась в Азербайджане, отколовшись от прочих; она-то и входила потом в империи Ирана. Эти скифы и были "прямошапочниками" Мидии по перечню персидских сатрапий у Геродота.

 

Итак, к 500 г. до н.э. существует ТРИ группировки, восходящие к восточноказахстанскому союзу "скута" (собственно скифов) 8 века:

 

- среднеазиатские "саки прямошапочные/тиграхауда" персидских надписей

 

- азербайджанские "прямошапочники" Геродота

 

- северопричерноморские "скифы царские" Геродота (вокруг которых конценирируются покоренные ими местные жители - причерноморские скифы вшироком смысле слова). Персы их звали "саки заморские, сака парадрайя".
В 775-725 гг. произошел взрыв переселений и племенной ломки в степях; волны переселений продолжались до середины 7 века включительно. Эпицентром переселений был, согласно Геродоту, Алтай, где сидели аримаспы, первыми ударившими на соседей и стронувшими лавину. Импульсы переселений распространялись и на восток, и на запад (на востоке, в Китае эта эпоха аукнулась дувумя вторжениями кочевников в Китай - ок. 770 и ок. 650 г.). В ходе расселений три племенных союза северного и восточного Казахстана - исседоны, скифы-скута (=собственно скифы Геродота, саки прямошапочники) и массагеты раскололись напополам; одна половина каждого союза отошла на юг (в полосу от средней Сырдарьи до Тарима),  другая на запад (в полосу от Хорезма и Исети до Кубани). . «Южная» половина массагетов - «великие юэчжи» (реальное произношение: «да-гвети») китайских источников попала в Восточный Туркестан, где тохаризовалась (тохары - загадочный народ, селившийся в Вост.Туркестане и слившийся с пришельцами); там же оказалась южная половина исседонов (усуни китайских текстов, асианы греческих авторов); южная ветвь скифов-скуда - это среднеазиатские присырдарьинские саки тиграхауда ахеменидских перечней среднеазиатских народов.

«Западные» половины тех же племен: западная часть скифов-скуда - ушла за Волгу (причерноморско-переднеазиатская их группа, о которой я писал выше); западная часть массашетов (классические «массагеты» Геродота и др. античных авторов) расселилась между Аралом, Атреком и Каспием по Узбою - низовьям Амударьи, на Мангышлаке и др.; западная ветвь исседонов осталась рядом со своими старыми землями (предположительно на р. Исеть).
После всех этих событий оседлые иранцы величали своих кочевых родичей по всей степи (от Дуная до Алтая) в качестве обобщающего имени уже не «турами», а «саками» (ахеменидская терминология). Очевидно, изначально саками называлась группа племен Восточного Казахстана и Притяньшанья (включая изначальных массагетов и скифов-скуда); когда расселение 7-8 вв. разбросало их по всей степи, их название и перешло на кочевников всей степи. 

 

Ахеменидские тексты знают следующие группы саков (в совокупности - «саки болот и саки земли»):

 

- саки, варящие хауму (хаумаварга) - жили на Памире и в зап. части восточного Туркестана (хотано-

сакский диалект); они же амюргийские скифы Геродота, собственно саки Страбона, сакарауки Помпея Трога и саки (досл. «сэ») китайских источников.

 

- саки тиграхауда (прямошапочные) - среднеазиатская ветвь того исконного народа скифов-скуда, западную ветвь которого Геродот описывает как скифов царских / скифов Северного Причерноморья; видимо, жили в районе Ташкента.

 

- кроме того, как видно из термина «ортокорибантии» (прямошапочники) в геродотовом изложении персидского списка народов сатрапии Мидия, саками тиграхауда персы называли также и изолированную группу скифов-скуда в Азербайджане.

 

- саки парадрайя (заморские, т.е. по ту сторону Геллепонта и Черного моря) - северопричерноморские скифы, царские скифы Геродота.

 

- саки парасугда («которые живут по ту сторону Согда, за согдом), они же дахи - видимо, на нижней Сырдарье (старом русле, которое лежит на полдороге от нынешнего русла Сырдарьи к устью Амударьи; сюда, на юг, дахи сместились со своего севера в ходе переселений 8-7 вв.).

 

Термина «массагеты» (из самоназв. «мас-сака-та», «великое сакство»?) ни в какой форме у Ахеменидов нет. Несколько «глупых немцев» придумали, а не наши авторы повторяют с тех пор, что массагеты Геродота = сакам тиграхауда Ахеменидов, так как, дескать, у Ахеменидов нет упоминаний массагетов в списках сатрапий, а у Геродота нет в таких же списках упоминаний тиграхауда. Следовательно, мол, это одно и то же. Логика весьма странная сама по себе, а поскольку у Геродота в списке тиграхауда как раз таки есть («ортокорибантии», поморфемный перевод «тиграхауда» на греческий), то вся эта схема вылетает, тем более, что выше мы независимо и твердо обнаружили, что тиграхауда - это никто иной как скуда, исторические скифы Геродота; но скифов от массагетов Геродот твердо отличает и расценивает как совершенно разные народы, одно время воевавшие друг с другом; таким образом, если тиграхауда, как выяснено независимо, - это геродотовы собственно скифы, так уж они точно не массагеты.

Кроме того, из Геродота и пр. следует, что массагеты остались независимы от Ахеменидов - а саки тиграхауда в их империю как раз входили.

 

Как давно указали англичане, массагеты в перечни провинций Ахеменидской державы не попали - именно по той простой причине, что они как таковые туда и не входили. Часть массагетской территории, включенная все же в состав империи, значится в списках как «Хорасмия», страна племени хорасмиев (южная Туркмения, не путать с Хорезмом, куда хорасмии переселились и которому они дали имя только позднее).



Глава 2. Томирис




Образ сакской царицы дербиков (одного из массагетских племен) один из самых литературно-богатых и интересных.
Томирис правила племенем после смерти своего мужа. Экспансия иранских Ахеменидов во главе с Киром в Средней Азии начала доходить и до независимых сакских племен, не подчинявшихся никому. 
Племена эти кочевавшие по безграничным просторам Азии, лихие наездники, прекрасные стрелки, воинственные и красивые люди послужили прототипами для многих мифических персонажей. В том числе для кентавров и амазонок. Древние греки, сталкивавшиеся с табуном лошадей внезапно приближавшимися и принимавшими образ наездников, на самом деле первоначально прятавшимися за спинами лошадей наделили их чертами людей-коней. А поскольку в военных стычках саков женщины участвовали наравне с мужчинами, придумали про племена амазонок, наделяя их сверхъестественной красотой, удалью, отвагой и силой.
Также греческие источники наделяют саков непонятными и противоречивыми чертами, благородством, гостеприимством, жестокостью, непримиримостью, коварством, трусливостью, простодушием, отвагой и честностью. В одном иранские и греческие источники сходятся – они наделяют эти племена необыкновенным свободолюбием и замечательными военными качествами.
Понятно, что философия и уклад жизни этого народа чересчур сильно отличался и от греческого и даже от иранского, хотя последние были родственным народом, и имели схожие языки.
Саки – объединение скифских племен, с их общинным строем жизни, избираемыми вождями, были кочевниками. Они собирались в одно грозное племя только перед лицом общей опасности. Четыре крупных племени, с независимыми вождями, избиравшимися путем голосования. В таких случаях избирали общего вождя, и на время войны, либо стихийных бедствий полностью подчинялись ему.  Права наследования у саков не было.
Томирис была вдовой такого вождя, и была избрана саками вместо своего погибшего мужа.
Степи, на которых кочевали саки, граничили с набравшим силу Ахеменидским Ираном, во главе с царем царей Киравушем (Киром). То было начало расцвета Иранской империи, продлившейся вплоть до прихода Александра Македонского.
Кир, талантливый полководец, хороший дипломат, примерный зороастриец, родоначальник Ахеменидского культа, схожего с тождеством фараона – Осириса, на тот момент пожинал плоды своей бурной деятельности, результатом которых был небывалый доселе рост Иранской культуры и основание еще одного культа – Ариев (Иран – Аиран) – благословеннейшего из народов, культ который оставил свои следы и ярко проявил себя особенно в 20 веке, правда, уже совершенно другим народом. Могли ли древние иранцы, даже предположить, что когда-нибудь их место в истории могут занять народы, про которых они, скорее всего, вынесли бы вердикт варваров?
По сравнению с кочевыми саками иранцы были развитее, как к примеры скажем те же римляне по сравнению с галлами. Саки были пастухами, и весь экспорт их состоял из мяса и кожи. Будучи отличными стрелками и наездниками, саки также иногда экспортировали наемных солдат. Религия у саков была примитивна и проста. Не предусматривались жрецы, храмы. Вождь племени, старейшины совершали все необходимые обряды. Кодекса поведения как такового не было, был лишь совет племени который и решал что хорошо а что плохо, основываясь на действия предков.
В Иране процветал зороастризм, передовая религиозная идеология своего времени, совершенный механизм дуализма легко разъяснял все явления природы, человека и общества. Покоренные народы строили для иранцев прекрасные дворцы, сады же каждый иранец возводил сам, и даже Кир ежедневно посвящал определенное время уходу за деревьями: сажал, поливал, в общем работал с землей, поскольку в Авесте данное деяние считалось «благословенным».
У иранцев были сформированы определенные правила поведения в обществе, строго соблюдалась иерархия – саки вели себя естественно и попросту не имели понятия субординации.
Иранцы были горды, высокомерны с другими народами, но любезны и дипломатичны, и считали себя – иранцев, лучшим народом на земле
Саки были не менее горды и грубы, и признавали только саков.
Иранцы считали саков – «нелюдями», саки иранцев – спесивыми, хитрыми и трусливыми.
По легенде первоначально Кир, желая заполучить власть над дербиками «дипломатическим» путем направляет к Томирис богатый караван, и послов для установления дипломатических отношений. У послов была миссия – установить союз с саками. Кир желал использовать великолепных наемных воинов – саков для защиты своих территорий, и для предполагаемой войны. Для укрепления союза, Кир предлагал Томирис стать его женой. По иранским законам наследование и царствование было допустимо лишь для мужчин, и, став мужем Томирис, Кир получал права на земли саков.
В ответ Томирис предлагает другой вариант укрепления союза, замужество дочери Кира – Атоссы, с сыном Томирис – Спарангой. Естественно у Кира не было никакого желания оставлять после себя наследником сакского дикаря, к тому же Атосса была помолвлена с братом своим – Камбизом.
Отказ Томирис взбесил Кира. Сакские племена были тогда ничем по сравнению с огромной империей Кира, но вероятно, они этого не знали, поскольку были довольно дики и мало разумели в географии. Кроме того, как уже говорилось, саки не считали персов страшными противниками.
Когда Кир направляет повторно послов уже с требованием подчиниться воле Кира, Томирис отвечает, что саки не желают войны с доблестными иранцами, и не желают проливать кровь. На что Кир по легенде ответил ей «я жажду крови и хочу ею напиться».
Но по сути конечно саки и не оставили персам иного выхода, кроме как начать войну. Персия – супердержава, и должна была выдерживать свой статус. Кир – властелин почти полумира, который возил царей покоренных народов в клетке. Сам Крез – царь, имя которого стало синонимом богатства и счастья полонен Киром и послушно ездит в его повозке. Учитывая количество покоренных персами стран, и рост врагов в геополитической ситуации в связи с этими завоеваниями, Персия не могла допустить, чтобы с ней не считались. Это было очень плохим примером для прочих народов. Для восстановления пошатнувшейся репутации «самых крутых» Кир должен был наказать саков за своеволие, и наказать жестоко. Так чтобы «другим неповадно было».
Война велась на территории саков. Это было, наверное, первое крупное столкновение регулярной, упорядоченной армии персов с летучими отрядами скифов. Саки не предпринимали больших боев. Они уходили…Вглубь… Саки нападали маленькими отрядами, которые тут же разбегались. Иранцы, преследуя их, не заметили, что зашли вглубь пустыни, туда куда лучше не лезть.
По Геродоту, маленький отряд саков из 500 всадников под предводительством Спаранги устроил засаду персам, когда те отдыхали. Внезапная атака на беззащитных воинов, заставила персов растеряться. Оставив многие тысячи убитыми, они отходят, оставив богатую добычу, вина и еду. Радостные саки начинают пировать. Надо сказать что вино, как напиток среди саков не культивировался. Но конечно они были наслышаны об этом чудесном и опасном напитке. Легкомысленные саки начинают пировать, несмотря на то, что была опасность возврата иранских войск. К утру, персы вернулись, и перебили всех саков, в том числе и сына Томирис.
Далее разгневанные уроном и потерями, нанесенными «нелюдьми» саками, которые в нарушение правил ведения боев смели нападать на мирно отдыхавших воинов, раздраженные затянувшейся войной (иранцы по плану на всю компанию отводили 2 недели), иранцы идут ва-банк, бросая все свои силы в погоню за очередным летучим отрядом.
В общем,…оказались персы в результате посреди песчаной пустыни, без еды, без воды, и без противника, который в очередной раз исчез. Персы не вели ранее таких войн. У саков не было больших городов, крепостей, укреплений, которые можно было бы брать. Собственно говоря, у саков почти ничего и не было, и вероятно персы не однократно спрашивали себя тогда – а зачем мы вообще сюда пришли? Что потеряли в этих диких песках?
Но было поздно. И однажды посреди ночи, войско Кира оказалось в ситуации полного окружения, со всех сторон, на очень неудобной позиции. Вот они саки, во главе с Томирис, в это время восседающей на белой кошме. Началась битва.
Результат этой битвы известен – Кир погиб в бою. По легенде Томирис принесли его голову, и она, велев собрать мех крови погибших персов, окунула в него голову Кира со словами «Ты жаждал крови – пей!»
Образ Томирис весьма популярен в литературе. Сохранились сказания, эпосы, легенды. На их основе поставлен одноименный балет, многие художественные произведения. Как правило, образ Томирис в литературе представлен как красивой женщины средних лет, смуглой, с пышными волосами. В её образе есть решительность, воля, ум и трагичность – горячая материнская любовь, судьба несчастной женщины, потерявшей сына.

Заключение



Мы рассмотрели сведения о саках, их разделении на группы и узнали основные даты, имеющие большое значение для саков. Во второй главе было подробно рассказано о царице Томирис, причине ее вхождения на трон, о ее судьбе и жизненном пути.

Список литературы


  1. Лики Азии: Томирис
    http://www.uzcom.net/index.php/weblog/liki-azii-tomiris/

  2. Справка по сакам
    http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=anc;action=display;topic=1065012411

  3. Википедия – Скифы
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Скифы

  4. Ф.Х. Гутнов. Сакские портреты
    http://www.darial-online.ru/1999_3/gutnov.shtml




1. Реферат Державні гарантії та регулювання діяльності релігійних організацій в Україні
2. Курсовая на тему Анализ производства и использования основных видов продукции растениеводства ЗАО Зайцевское 2
3. Курсовая Налог на доходы физических лиц 2 Социально-экономическое значение
4. Курсовая на тему Влияние токсических химических веществ на здоровье человека
5. Реферат Великая Румыния
6. Курсовая на тему Поиск информации в Интернете по теме Учет амортизации износа основных средств
7. Курсовая на тему Составление схем расположения полей допусков стандартных сопряжений Расчёт соединения подшипника
8. Реферат Рынок ссудного капитала 5
9. Реферат на тему Postal Accidents Essay Research Paper Like all
10. Реферат на тему The Other World In Front Of Us