Доклад на тему Здание братства черноголовых
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В структуре застройки средневекового Таллинна выделялись ансамбли церквей и монастырей. Своеобразием, архитектурными контрастами основных и подсобных строений эти ансамбли формировали целые кварталы города,создавая на его территории богатый оттенками архитектурный ритм. Большие общественные здания, и прежде всего гильдии, строились в основном по образцу жилых домов.
В Таллинне было три крупных организации граждан- гильдии, если не считать отдельных малочисленных и известных лишь в течение непродолжительного времени религиозных и иных объединений. Этими тремя гильдиями были: Большая, или купеческая гильдия две гильдии ремесленников- Олаевская и Канутская.
Кроме названных организаций, в Таллинне, как и в других городах Лифляндии ( Риге, Тарту), существовало Братство черноголовых. Членами этой организации являлись приезжавшие из других городов купцы. В Братство черноголовых могли вступать и местные неженатые купцы, которые после женитьбы становились гражданами города и членами купеческой, или Большой гильдии.
Комплекс зданий Братства черноголовых- это результат слияния нескольких старых исторических зданий и приспособления их для новых целей. В данном случае архитектура является важным доказательством незыблемости находившейся здесь организации.
Годом основания Братства черноголовых считают 1399 год. Организация переживала периоды подъема и упадка, пока, наконец, в 1895 году не была ликвидирована как сословная организация. Далее клуб черноголовых существовал уже как светская организация до 1940 года.
Как уже отмечалось, Братство черноголовых было первоначально организацией чужеземных купцов, приезжавших в Таллинн, куда входили и местные холостые купцы.
Название организации происходит от имени святого Маврикия, изображение головы которого являлось эмблемой братства (рис. 1). Мавр Маврикий был послан из египетского города Фив в 300 г. н.э. императором Максимилианом в Галлию в качестве предводителя легиона и позже стал патроном Магдебургского епископства. Почему молодые купцы назвали свою организацию именем чернокожего святого, неизвестно. Такая своеобразная организация известна только в Лифляндии, где она играла значительную роль в истории крупных городов. Совместная защита интересов, связанных с мореплаванием и торговлей, позволила братству занять ведущее положение в области внешних сношений. Черноголовые были богаты и могущественны. Помимо торговли, они выступали как покровители искусств и выполняли репрезентативные функции. Эти позиции братство удерживало в своих руках в течение столетий. Состоятельность черноголовых, их роль как меценатов и участие в представительской деятельности нашли отражение в истории города. Следы этого можно встретить в здании черноголовых, в других местах в городе и прежде всего в церквях, которые, являясь своего рода музеями старого искусства, имели и хранили предметы искусства, связанные с Братством черноголовых.
Из наиболее крупных и ценных произведений искусства до нас дошли створчатый алтарь конца 15 века, так называемый “алтарь черноголовых”, который вначале находился в церкви монастыря доминиканцев на улице Вене. После реформации алтарь был установлен в здании Братства черноголовых, где он простоял несколько столетий. В настоящее время алтарь находится в Государственном музее в Кадриоргском дворце. Алтарь был заказан в Брюгге и доставлен в Таллинн через Любек в 1495 году. Авторство этого произведения долгое время приписывалось известному нидерландскому художнику Гансу Мемлингу. Теперь полагают, что алтарь был создан нидерландским художником, который известен как создатель полотна о святой Лючии. Алтарь как произведение искусства достоин отдельной монографии. Здесь же обратим внимание на 30 коленопреклоненных мужских фигур, изображенных на створках алтаря. Это полупортретые изображения молодых мужчин, на лицах которых, несмотря на одинаковое выражение благоговения, можно увидеть яркие индивидуализированные характеры. Глядя на эти фигуры, мы можем мысленно представить себе членов Братства в архитектурном пространстве здания(рис. 2).
Архитектура фасада здания Братства черноголовых входит в круг нидерландского искусства Возрождения. Высокие окна говорят о хорошо освещенных помещениях. Высокий узкий фасад расчленен горизонтальными поясами, которые подчеркивают этажность здания. На этих поясах видны орнаменты в стиле нидерландского Возрождения. Здесь маски львов чередуются с фантастическими маскаронами(рис.3,4). Фриз между первым и вторым этажами украшен гербами крупнейших ганзейских торговых контор: Брюгге, Новгорода(рис.5), Лондона и Бергена. Это пункты назначения торговых сношений в 15 и 16 веках, что говорит о важном значении городов Северных стран, Фландрии и Восточной Европы в деятельности Братства черноголовых, как организации, занимающейся торговлей. Между окнами выступают отдельные плиты, рельефы. Здесь мы находим изображенте Христа и характерные для Возрождения аллегорические фигуры(рис.6), рельефы с изображением рыцарских турниров(рис.7) и поединков.
Наиболее важным на фасаде является портал, решенный в типичной манере эпохи Возрождения. На архитектурно оформленном обрамлении- герб черноголовых(рис.8). В богатой орнаментике фасада несколько эпизодическими кажутся выполненные почти в круглой пластике две головы на фронтонах окон первого этажа(рис.9,10). Это скульптурные портреты шведского короля Сигизмуда и его супруги Анны. Арент Пассер отнесся к этим работам гораздо серьезнее, чем это необходимо в орнаментальных рельефах. Всего несколькими годами позже портала изготовлена наружная дверь, украшенная розетками и орнаментальной резьбой. Дверь представляет интерес как одна из немногих сохранившихся деревянных деталей архитектуры Возрождения(рис.11).
Надо отметить, что главное здание Братства черноголовых-один из немногих примеров того периода истории Таллинна, следы которого с усердием пытались стереть все последующиепоколения, так как Братство черноголовых было построено в беспокойный и изобиловавший войнами 16 век.
И фасад Братства черноголовых- лишь один из примеров этого периода. Период Возрождения в архитектуре Таллинна знал несколько этапов. Всего он продолжался 100 лет, примерно с 1530 по 1630 годы.
Построенное в 16 веке здание Братства черноголовых является памятником архитектуры культуры, но в то же время и образцом одного из этапов истории реставрации памятников архитектуры, свидетельством ушедшего в прошлое периода Возрождения в архитектуре Таллинна.