Доклад

Доклад Стратегии работы с грамматическими явлениями

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Стратегии работы с грамматическими явлениями

Дина Никуличева

Следуя нашей карте изучения иностранного языка, давайте взглянем на ту важнейшую область любого языка, которую обычно назвают ГРАММАТИКОЙ. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? "Грамматические ошибки...", "Это для него китайская грамматика..." Или английские примеры на употребление слова "grammar" из словаря Лонгмана: "I find German grammar very difficult", "You must try to improve your grammar"... Или вот еще: одно из постоянных действующих лиц известного школьного учебника по немецкому языку - Frau Grammatik - учительского вида суровая дама в очках, которая того и гляди наставит двоек!

Глазами лингвиста

С точки зрения лингвиста грамматика - это все явления формального уровня языка, та строевая основа языка, без которой не могут быть созданы слова со всеми их формами, словосочетания, предложения и сочетания предложений. В грамматической системе языка тесно взаимодействуют такие уровни как словообразование (закономерности строения слова), морфология ( закономерности слов) и синтаксис (закономерности построенияния словосочетаний и предложений). В любой из указанных подсистем речь идет о взаимосвязи определенной языковой формы с некоторым грамматическим значением. В зависимости от подхода к описанию грамматичекого строя языка ("от формы к значению" и "от значения к форме") различаются формальная и функциональная грамматика.

Метафора грамматики

Языковеды часто говорят о "грамматических конструкциях" и "лексическом материале". Давайте посмотрим, какое бессознателное метафорическое представление стоит за этими привычными терминами. Давайте "увидим" грамматику...

Представим себе ЗДАНИЕ. Пусть это будет современный многоэтажный дом... Вам, наверное, доводилось наблюдать, как строят высотные здания...

Сначала возводят прочный железобетонный КАРКАС. Этаж за этажом растет несущая КОНСТРУКЦИЯ из балок, сквозь которые еще сквозит небо.... Это еще не дом... Пока это лишь воплощение общего замысла архитектора, но в нем уже заложены общие идеи организации помещений и коммуникаций, которые будут именно в этом здании.. Настоящим домом здание станет только тогда, когда пространства между перекрытиями закроют кирпичем стен, вставят окна, произведут внутреннюю отделку. Пока же строительные МАТЕРИАЛЫ сложены поодаль. Сами по себе они - тоже не дом, и не станут им, пока не будет того каркаса, на котором будет держаться все это многообразие кирпича, дерева, стекла, пластика и многого, многого другого.

Грамматика в языке - то же, что каркас дома. Каркас не является домом, но как в его контурах возникает общая идея данного здания, так и в чистой грамматической форме безошибочно угадывается общий смысловой контур высказывания.

Лексика же вне грамматического оформления - всего лишь строительный материал - "штабеля слов", сложенные в словари. Конечно, лексическое значение слова предполагает его возможную сочетаемость с другими словами - также как тип материала предполагает определенные возможности его использования в строительстве! Но реальное использование становится возможным лишь тогда, когда существует каркас здания. Любое высказыввание на реальном языке - это неразрывное единство "несущих" грамматических "конструкций" и лексического "строительного материала".

Архитекторы давно заметили, что несущий каркас имеет безусловное эстетическое значение. Наиболее ярко это воплотилось в поздней готике. Строительный материал - простой кирпич, но какая красота и гармония заключены в конструкции колонн, сводов и контрфорсов!

Давайте же с благоговением вступим в то величественное здание, которым является грамматика каждого языка, и восхитимся красотой и гармонией его конструкции!

О трех типах грамматических явлений

Говоря о традиционном подразделении грамматики на словообразование, морфологию и синтаксис, мы встаем на нейтральную (в терминологии НЛП ее можно назвать третьей позицией) позицию лингвиста, для которого важно определить, как в данном языке из более мелких единиц строятся более крупные (из морфем - слова, из слов - предложения).

Когда речь идет об изучении иностранного языка, целесообразно встать на активную (первую в терминологии НЛП) позицию, позволяющую применительно к любой новой грамматической информации задавать себе вопрос: "Как мне легче всего запомнить и использовать данное грамматическое явление?".

В этой связи полезно различать три принципиально разных типа грамматических явлений. Я предлагаю называть их факты/facts, модели/patterns и варианты/ choices.

Типичным примером грамматических фактов являются формы неправильных глаголов английского языка, примером модели может служить структура английского повествовательного или вопросительного предложения, что такое варианты, можно проиллюстрировать на примере употребления конструкций с формой Present Indefinite или Present Continuous в предложениях типа "He always interrupts me" и "He is always interrupting me".

С точки зрения нейролингвистики, каждый из указанных типов грамматических явлений требует особых психологических стратегий их усвоения. Развитию этих стратегий у каждого из участников и посвящена грамматическая часть семинара.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://esl.report.ru/


1. Курсовая Хранилище данных
2. Реферат Возрастная психология 8
3. Реферат Оценивание параметров и проверка гипотез о нормальном распределении
4. Курсовая на тему Разработка программы для решения систем линейных уравнений
5. Реферат на тему The Oj Simpsom Trial The Real Issue
6. Контрольная работа Экономика общественного питания 3
7. Реферат Два этапа в развитии капитала
8. Курсовая Базисные сплайны
9. Реферат на тему Формирование и развитие кредитной системы Республики Казахстан
10. Курсовая на тему Фэнтези для взрослых редакторский анализ повести Лады Лузиной Киевс