Доклад

Доклад Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию

Цветков А.В.

Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ: тезисы докладов, Ч.3, с.27-29, М., МПСИ, 2004

Выделяют два основных стиля реакции на критическую ситуацию: 1. экстернальный, в т.ч. построение «образа врага», 2. интернальный – переструктурирование собственной личности. При изучении юмора как показателя реакции на критическую ситуацию нами показаны 2 типа эмоциональной реакции: неспецифический (супрессия юмора) и специфический («черный юмор»). Если «черный юмор» способствует снятию страха перед будущим, «девальвации» ситуации и противостоит созданию «мифов ненависти» («все арабы – террористы» и др. сверхобобщения), то какое значение для личности имеет супрессия юмора?

Данное исследование, как и предшествующее, проводилось на материале сайта Анекдот.ру. Анализ рубрики «Комментарии [к анекдотам и историям]» показал замещение в период, непосредственно следующий за критическим событием, комментариев на связанные с черным юмором. Комментарии к «обычным» анекдотам и историям вообще перестали появляться, что позволило считать комментарии вторичной реакцией на событие, отраженное в «зеркале» анекдотов.

Условно всех пользователей сайта можно разделить на 3 группы: авторы, активные посетители (оценивают и комментируют материалы), «потребители». Психологическому исследованию через анализ вербальной продукции (анекдоты, комментарии) и балльных оценок доступны первые две группы, поэтому выявляемые особенности реакции являются яркими, предельными вариантами реакции «среднестатистического» субъекта.

Гипотеза: «черный юмор» (анекдоты) и комментарии к ним отличаются качественно и количественно по параметрам предикативности (количество глаголов в тексте, указывает на уровень обобщения суждения, динамику (пластичность/ригидность) мыслительных процессов, развитие временной перспективы) и императивности (одно-/ многовариантное представление о будущем). Данные параметры традиционно применяются при психолингвистическом анализе текстов, например, СМИ (см. Леонтьев А.А., 2003), а также при нейролингвистических исследованиях – больных с афазией и др. расстройствами психической деятельности (Цветкова Л.С., 2002).

Задача: исследовать качественные и количественные различия анекдотов и комментариев к ним на сайте Анекдот.ру, присланных в течение недели после критического события (теракты 11.09.2001 в США).

Методы: психолингвистический анализ «черного юмора» и комментариев к нему, присланных в течение недели после события – подсчет числа глаголов и количества ругательств (индикатор императивности) /общее число слов, статистическое сравнение числа присланных анекдотов и комментариев.

Результаты: 1. предикативность: комментарии 12,6% слов, анекдоты – 11,9%; 2. ругательства (императивность): комментарии 2,15%, анекдоты – 0,3%. Пик по количеству анекдотов – 13.09.01, по комментариям – 15.09, комментарии поляризованы по национальному признаку: «русским, сволочам, должно быть стыдно смеяться» (авторы – в основном, по собственным утверждениям, эмигранты) - «американцы заслужили». В анекдотах ссылки на национальный признак практически отсутствуют, стыд – не отмечены вообще. Выделена четвертая подгруппа пользователей сайта: авторы, участвующие в обсуждении, комментариях.

Выводы: 1. более длинное время реакции, сверхобобщение, некоторая ригидность, сужение временной перспективы у комментаторов, что может быть индикатором группы риска по формированию фанатизма как защитной реакции. Любопытно, что если в анекдотах отмечались десятки различных мотивов, то комментарии сразу после критического события поляризовались, причем именно по национальному признаку, что согласуется с данными Г.У. Солдатовой о «срабатывании» этноидентификационных процессов в наиболее напряженных и глобальных по своему индивидуальному значению ситуациях.

Четвертую подгруппу, участвующую и в комментариях, и в создании анекдотов, в этом ракурсе можно признать наиболее стрессоустойчивой.

2. Ю.М. Лотман выделил основные мотивации поведения в группе: стыд (отторжение группы) и страх (аффилиация). С этой точки зрения, юмор – способ отреагирования страха, вторично – аффилиации через страх, комментарии – способ изменения этнической и групповой идентичности (переход в новую группу через отторжение старой – «стыдно, что родился русским», или, напротив, усиления принадлежности – «горжусь, что русские умеют смеяться в любой ситуации»). Следует также учесть, что по В.Я. Проппу черный (циничный) юмор обращен к недостойным жалости, поэтому косвенно в анекдотах высказывается именно такая оценка США как государства и нации. Если судить по содержанию комментариев «в защиту» черного юмора, речь идет в первую очередь об американском государстве, то есть юмор отражает представления этнической группы (или большой части ее представителей) о сложившейся геополитической обстановке.

3. Юмор является не только более гибким и семантически богатым, но и более образно-насыщенным способом отреагирования критического события, подтверждением чему могут служить достаточно многочисленные анекдоты, предлагающие перевести аббревиатуру NYC (New York City) в шрифты wingdings или webdings (MSWord) – см. рисунок. Таким образом, можно утверждать, что помимо изучения защитных механизмов личности и невротических реакций, юмор может служить инструментом анализа этнического бессознательного (см. Солдатова, 1998). Отмечаемые неоднократные воспроизведения некоторых анекдотов, например «В Нью-Йорке закончились съемки фильма «Брат-3» (более ста раз за неделю 12-18.09.2001). Съемочная группа приносит извинения за неудобства» могут указывать не только на популярность определенных киногероев и общественных персонажей, но на их роль в общественном сознании – роль современных рыцарей, или обобщенных идеальных образов представителя некоторого этноса. Это особенно актуально, учитывая, что авторов и активных пользователей по терминологии Л.Н. Гумилева можно отнести к пассионариям, центрам активности этноса. Хотя, возможно, речь идет просто о наиболее универсальных средствах отреагирования стресса, безотносительно к этнопсихологической проблематике. Выяснению этого предположения мы планируем посвятить отдельное исследование.


Список литературы

Асмолов А.Г., Цветков А.В. Ужас как смешно – черный юмор против терроризма// Век толерантности, №7, 2003

Леонтьев А.Н. Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей ЦПКиО им. Горького/ в кн. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева, М., Смысл, 1999

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики, М., Смысл, 2003

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха, М.,Лабиринт, 2002

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности, М., Смысл, 1998

Цветкова Л.С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения, М., МПСИ, 2002


1. Реферат Виды рома
2. Реферат на тему Куликовской сражение другой взгляд
3. Реферат Квазигруппы
4. Реферат Несостоятельность банкротство предприятий Курсовая
5. Реферат на тему Анализ рентабельности предприятия ОАО Горизонт 6
6. Реферат Ушинский о целях образования и воспитания
7. Курсовая Система местного налогообложения
8. Реферат Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения
9. Реферат на тему Мотивационная сфера личности
10. Реферат Носители информации