Доклад

Доклад Сказители

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.1.2025



Сказители

А. Астахова

Сказители — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины  и сказки . В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин «С.» употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования: для носителей былинной традиции — «сказатели» (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), «старинщики» (Печора), для знатоков сказки — «посказатели» (Сибирь), «сказочники» (широкое распространение).

С. явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества — дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов. В отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других народов в прежние эпохи — античных мимов, средневековых жонглеров  и шпильманов — русские С. XIX—XX вв. не являются профессионалами в прямом значении этого слова: мастерство не служит для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С. специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у аналогичных русским С. носителей эпической традиции у других народов. Pjevaи, piva — у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские бахши́, кайджи́ (кайчи) — у алтайских турок, тульчи — у западных монголов, улагерчи — у бурят и др. проходят определенную школу мастерства, получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным приглашениям на свадьбах и празднествах и т. п. Некоторые из них являются не только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о профессионализме русских С., а также о других особенностях С. — об их социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре — см. «Былины» и «Сказка».

Постановка проблемы изучения С. относится к 60—70-м гг. XIX в. и является заслугой русской школы фольклористов. Господствовавшая в XIX в. мифологическая теория с ее пониманием фольклора как «общенародного», «коллективного», «безличного» творчества, с ее стремлением отыскивать «общеарийские», «общеславянские» и пр. основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. считались лишь «агентами передачи». Вопрос о творческой роли С. был выдвинут в русской фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества. Уже П. Н. Рыбниковым (60-е гг.) был сделан ряд ценных наблюдений над С. былин. Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А. Ф. Гильфердингом: он первый издал собранные им онежские былины (1871) по С., а не по сюжетам, как это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения над С. производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей В. В. Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в процессе сочетания в стройное целое «типических» мест, усвоенных С. и соединяемых «переходными» элементами, а также в свободном отборе типических мест, необходимых для конструирования былины; отмечается зависимость индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от занятий, бытовой и природной обстановки. Распределение материала по исполнителям, а также предпослание ему биографий и характеристик С. становятся основным принципом организации материала во всех последующих сборниках былин, а ряд специальных исследований В. Ф. Миллера, А. В. Маркова, Б. М. Соколова, Б. Я. Владимирцова и др. углубляет и расширяет вопрос о роли С. былин и о взаимодействии традиционного и личного.  В области сказки проблема изучения С. была выдвинута несколько позже. Первый перенес принцип Гильфердинга на сказку и применил способ издания по сказителям Н. Е. Ончуков (1908). Вслед за ним также публикуют материалы Д. К. Зеленин, Б. М. и Ю. М. Соколовы, М. К. Азадовский и др. В настоящее время имеется значительный конкретный материал по отдельным С. Теоретическое освещение проблемы дали преимущественно: С. Ф. Ольденбург, М. К. Азадовский, выдвинувший задачу изучения стиля отдельного С. и впервые применивший метод издания отдельных полных репертуаров С., Б. М. Соколов и А. И. Никифоров, фиксировавшие внимание на манере исполнения и предлагавшие на основе ее изучения опыты классификации С.

Список литературы

I. Сказители былин. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики сказителей в сборниках былин  статьи, исследования и очерки: Майков Л., Певец былин в окрестностях Барнаула, «Известия Русского географического общества», 1874, т. X, № 6; Харузина В. Н., На севере, М., 1890; Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины, «Этнографическое обозрение», кн. 23, 1894: Его же, Народные типы, Скоморощина наших дней, «Исторический вестник», 1899, XI; Васильев Н. В., Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах, «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XII, 1907, кн. 2; Олонецкая сказительница и вопленница Н. С. Богданова в Петербурге, «Олонецкая неделя», 1911, № 29; Пришвин М., Очерки, СПБ, 1913; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915; Тэр-Саргсянц С., Армянские ашуги, «Восточные сборники», М., 1924, № 1; Соколов Б., Сказители, М., 1924; Соколов Юрий, По следам Рыбникова и Гильфердинга, «Художественный фольклор», № 2—3, М., 1927; Астахова А. М., Былина в Заонежьи, «Крестьянское искусство СССР», вып. 1, Л., 1927; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 1, изд. 2, М., 1931; Берлинский П., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан Хурчи, М., 1933; Murko M., La poйsie populaire йpique en Yougoslavie an dйbut du XX siиcle, P., 1929; Его же, Epensдngerinnen in Dalmatien, «Slavische Rundschau», 1935, VI. Сказители сказок. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики С. в сборниках сказок  статьи, исследования и очерки: Семевский М., Сказочник Ерофей, «Отечественные записки», 1864, №№ 2, 5, 6, 8, 12; Лесевич В., Денисовский казак Р. Ф. Чмыхало, его сказки и присказки, «Мир божий», 1895, IV; Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, «Этн. обозр.», 1904, № 2; Гордлевский В., Из настоящего и прошлого «меддахов» в Турции, «Мир Ислама», 1912, № 3; Макаренко А. А., Две сказки русского населения Енисейской губ., «Живая старина», 1912, стр. 351—381 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год); Савченко С. В., Русская народная сказка, Киев, 1914; Козырев Н. Г., Как я собирал народные сказки, «Живая старина», 1914, вып. 3—4, и отд., П., 1915; Калинников И., Сказочники и их сказки, «Живая старина», 1915, стр. 242—272 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год), и отд., П., 1916; Ольденбург С. Ф., Собирание русских народных сказок в последнее время, «ЖМНП», 1916, VIII; Соколов Б., Уголок русского сказочного мира, «Научные известия», 1922, II; Едемский М. Б., О собирании русских народных сказок, Сказочная комиссия в 1924—25 гг., Обзор работ, Л., 1926; Azadowsky M., Eine sibirische Mдrchenerzдhlerin, (Н. О. Винокурова), Helsinki, 1926; Элиаш Н. М., Собирание сказок в Старорусском у. Новгор губ (1919—26), Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Гринкова Н. П., О записях сказок в Воронежской губ., в 1926 г., Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Ее же, Сказки Куприянихи, «Худож. фольклор», I, М., 1926; Мерварт Л. А., Техника сказывания сказок у сингальцев, Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Копецкий Р., К изучению языка и стиля сказки, «Slavia», 1927, VII Волков Р. М., Словесне оформления великорусько;  казки, «Зап. Одеського інст. нар. освіти», 1927, т. I; Azadowsky M., Pohбdky z hornolenskйho kraje, «Narodopisny vмstnik иeskoslovansky», 1928, XXI—XXII; Нікіфоров О., Сьегочасна пінезька казка, «Етнограф. вісник», 1929, кн. 8; Гофман Э. В., К вопрсу об индивидуальном стиле сказочника, «Художественный фольклор», вып. 4—5, М., 1929; Oldenbour S., d’, Le conte dit populaire: problиmes et mйthodes, «Revue des йtudes slaves», 9, 1929, p. 221—236; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 2, изд. 2, М., 1930; Нікіфоров О., Теперішній заонезький казкар-сповідач, «Етногр. вісник», 1930, кн. 9; Никифоров А. И., Сказка, ее бытование и носители, в сб. «Русские народные сказки», сост. О. И. Капица, Гиз, М. — Л., 1930; Азадовский М. К., Сказительство и книга, «Язык и литература», т. VIII, Л., 1932; Berendsohn W. A., Grundformen volkstьmlicher Erzдhlerkunst in den Kinderund Hausmдrchen der Brьder Grimm, Hamburg, 1922; Heyden F., Volksmдrchen und Volksmдrchenerzдhler, Hamburg, 1922.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/



1. Диплом Организация туристско-экскурсионной деятельности на тк Русский стиль Солонешенского района
2. Реферат Финансовый учет в отраслях
3. Реферат на тему 7Yearswar Essay Research Paper Seven Years WarThe
4. Реферат на тему Affirmative Action Essay Research Paper Opinion On
5. Доклад Сардиния
6. Реферат на тему Romeo And Juliet And How It Relates
7. Реферат на тему Attitudes To War And How Essay Research
8. Реферат на тему SameSex Marriage Essay Research Paper The 8th
9. Реферат Праздники англоязычных стран
10. Реферат на тему Канада 2