Курсовая

Курсовая Социология семьи 3

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024





     
План:

Введение 

Глава 1  

   1.1.
 
Идейные ценности семьи


   1.2. Понятие социального института, его виды

   1.3. Нравственные основы семьи

   1.4. Психологический климат семьи

Глава 2

   2.1.  Брак – основа семейных отношений

   2.2.  Кризис семьи и ее будущее

   2.3. Трудовая атмосфера и эстетика быта семьи

   2.4. Бюджет и хозяйство семьи

Заключение

   Анкета

   Список использованной литературы

Введение

           В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. (Конституция РФ. М, 1993, ст. 53.)

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья  немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)
Как показало мое социологическое исследование, большинство опрошенных, а именно молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, считают любовь основополагающей для создания семьи.
Конечно же, во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях  любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство "любовь" оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет не счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака – и это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера – доброты или недоброты, эгоизма или неэгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания.
Глава 1

1.1. Идейные ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

На вопрос моей анкеты:

«Считаете ли Вы свое детство счастливым?»

39 человек ответили -  Да, безусловно.
11 человек -  Не совсем.



         1.2. Понятие социального института, его виды

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.




На вопрос:

«Хотели бы вы создать модель своей семьи на примере родителей?»
Да, возможно - дали ответ 15 человек,
Нет, не хочу - 20 человек,
15 человек затруднились с ответом.


(43 респондента из 50 не вступили в брак на момент опроса)



«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Важнейшими социальными институтами являются:

а) экономические (собственность, деньги, банки);

б) политические (государство, партии, союзы);

в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.
1.3. Нравственные основы семьи

    Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.


Как показал опрос, в котором принимали участие 34 женщины и 16 мужчин, 24 респондента хотят иметь не более 2-х детей,

15 - не более 3-х,

9 – не более 1,

И всего лишь 2 человека планируют многодетную семью (более 5).
1.4. Психологический климат семьи

Психологический климат – это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Что является показателем совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный психологический климат.

Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, “психическое насыщение” от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения могут быть прочными тогда, когда близкие признают друг за другом “право на одиночество”, и после этого люди вновь стремятся к взаимному общению.

Совместимость – сложное явление и имеет несколько уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём.

Другими вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.
На вопрос: «Какие у вас отношения с родителями?»
29 опрошенных считают - Очень хорошие, тёплые,
18 - Скорее хорошие, взаимное уважение,
 3 - Плохие, мы почти не общаемся.


(44 из них – студенты, 2 - служащие, 4 - рабочие.)
Семейное счастье – не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом – безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений – например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.
2.1. Брак – основа семейных отношений

«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
На вопрос: «Готовы ли вы взять ребенка из Детского Дома?»
18 опрошенных – готовы,
15 -  нет,
10 - Не думали об этом,
7 – затруднились с ответом.

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

1)     моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);

2)     полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:

а) пожизненную моногамию;

б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);

в) парную семью.

Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:

а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);

б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);

в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
По данным моего социологического опроса в полной семье выросло 36 человек из 50 опрошенных.

2.2. Кризис семьи и ее будущее

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается.

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).

С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

Причин кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.
На вопрос: «Считаете ли Вы возможным жить с нелюбимым человеком ради ребенка?»
Затруднились ответить - 18 человек,


Нет, я не буду жертвовать собой – 17,

Только до совершеннолетия – 8,

Да, конечно – 6.


(большинство опрошенных пока не имеют детей)




.

2.3. Трудовая атмосфера и эстетика быта семьи

     Поскольку семья является ячейкой общества, она связана с трудом. Труд для семьи служит источником материального благосостояния. (А.С. Макаренко. Сочинения. Т.2, с.44.)

Добросовестный труд вызывает уважение товарищей по работе, членов семьи. Наконец, само существование семьи тесно связано с необходимостью домашнего повседневного труда.

Каждый из супругов должен отчётливо понимать, что их домашние дела никто за них не сделает, и нежелание одного работать обернётся дополнительной нагрузкой на другого, что чревато семейными неприятностями.

Законом семейной жизни является равномерное распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. Это параллельно является важным моментом в воспитании детей. Подрастая, дети берут на себя всё более сложные и ответственные обязанности по ведению домашнего хозяйства. В результате они реально помогают родителям, своей семье и отрабатывают у себя полезные привычки. Таким образом, трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Труд в семье обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантируя материальное благополучие.

Трудолюбие формируется с раннего детства. В его формировании у детей решающую роль играют родители, семья. Важно с детства внушать детям, что в семье все должны помогать друг другу. Полезно закрепление за каждым членом семьи вполне определённых трудовых обязанностей.

Трудолюбие как качество личности имеет чрезвычайно большое значение для всех сторон жизни человека. Это ценное качество предполагает не только любовь и привычку к физическому и умственному труду, но и уважение к людям труда. Надо также подчеркнуть связь трудолюбия с развитием способностей, ведь без трудолюбия человек может так никогда и не узнать, к чему он способен, по сути дела, добровольно ограничив своё развитие, а такие потери невосполнимы.

Бытовой труд выступает как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей. Трудолюбие предполагает определённую культуру труда. Работа по домашнему хозяйству весьма разнообразна, и здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга. Большая роль при этом принадлежит самовоспитанию молодых супругов, т.е. сознательному преодолению своих недостатков, стремлению быть деятельным, умелым, инициативным членом семейного коллектива, не прятаться за спину супруга (или супруги). Порядок в семье достигается только общими усилиями, если каждый готов помочь другому.

Здесь следует рассмотреть, каково место искусства в жизни современной семьи. Овладение богатствами мировой культуры в семье, как известно, начинается с малых лет. Глубокое впечатление от произведений искусства оказывается одним из первых воспитателей человека. Подлинное искусство учит людей гуманизму, помогает найти и отстоять свои взгляды, укрепляет личность, “высвечивая” её недостатки и подчёркивая достоинства. Личное, добровольное обращение к искусству способно соединять членов семьи незримыми, но крепкими нитями, сплачивая их в единое целое – а это существенный эффект для семейной жизни. Об эстетической составляющей культуры семьи можно судить по той роли, которую в ней занимает потребность постоянной духовной жизни, потребность в духовном росте, внутренняя необходимость общения с миром прекрасного и желание творить прекрасное самим. Не менее важна для семейной жизни, её уюта эстетика домашних праздников, эстетика внешнего вида. Особый акцент здесь делается на творческом подходе.



Из 50 опрошенных (5 из которых имеют высшее образование, 38- высшее незаконченное, 7- среднее) в приоритете между семьей и карьерой видят:
Сумею совместить и то, и другое – 27 человек,
Затрудняюсь ответить – 17,
 Семья – 3,
 Карьера – 3.


2.4. Бюджет и хозяйство семьи

Бюджет и хозяйство семьи обусловливается тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Бытовая неустроенность не способствует поддержанию “тёплого домашнего очага”. В каждой семье имеются постоянные статьи расходов, таким образом, их необходимо предусматривать и осуществлять планирование. Контроль и учёт в разной мере и разных формах существуют практически во всех семьях. Они помогают в ведении домашнего хозяйства, придавая уверенность, что деньги “пошли по назначению”. Из этого делаю вывод, что для молодожёнов первоочередная задача – это формирование своего стиля экономической жизни. Если при планировании затрат обоим супругам вместе удаётся выработать единую линию, из этого следует, что уменьшится количество внутрисемейных конфликтов. От стиля жизни семьи и пристрастий её членов, безусловно, будет зависеть многое. При этом потребуются элементарные навыки хозяйствования.

Чем справедливее организовано в семье распределение обязанностей, чем более творчески относятся члены семьи к своим обязанностям, тем больше перспектив у судьбы брака. Хозяйственные стороны быта приобретают окраску высокой педагогики и истинного воспитания чувств. К этому следует относиться со все серьёзностью ввиду того, чтобы не утратить способность нежно и преданно заботиться о других. Это качество взращивается в семье.
Заключение

Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Анкета:



1. Ваш возраст.

2. Ваш пол.

3. Образование.

4. Ваш род занятий.
а. Студент.
б. Служащий.
в. Менеджер.
г. Рабочий.

5. Ваше семейное положение.
а. Замужем(женат)
б. Не замужем(не женат).

6. Есть ли у вас дети?
а. Да.
б. Нет.

7. Какие у вас отношения с родителями?
а. Очень хорошие, тёплые.
б. Скорее хорошие, взаимное уважение.
 
в. Скорее плохие, но внешне хорошие.
г. Плохие, мы почти не общаемся.

8. Хотели бы вы создать модель своей семьи на примере родителей?
а. Да, возможно.
б. Нет, не хочу.
в. Затрудняюсь ответить.

9. Вы выросли в полной семье?
а. Да.
б. Нет.

10. Сколько Вы планируете иметь детей?

11.Готовы ли вы взять ребенка из Детского Дома?
а. Да.
б. Нет.
в. Не думал(а) об этом.
г. Затрудняюсь ответить.

12.Ваши приоритеты?
а. Семья.
б. Карьера.
в. Сумею совместить и то, и другое.
г. Затрудняюсь ответить.

13.Считаете ли Вы свое детство счастливым?
а. Да, безусловно.
б. Не совсем.
в. Нет.
г. Затрудняюсь ответить.

14.Считаете ли Вы возможным жить с нелюбимым человеком ради ребенка?
а. Да, конечно.
б. Только до совершеннолетия.
в. Нет, я не буду жертвовать собой.
г. Затрудняюсь ответить.

15.Считаете ли Вы любовь основополагающей для создания семьи?
а. Да, только любовь.
б. Не обязательно любовь.
в. Нет.
г. Затрудняюсь ответить.







Список использованной литературы:
1.          Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1991.

2.          Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001.

3.          Конституция РФ. М, 1993.

4.          Макаренко А.С. Сочинения.

5.          Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М.В. Прокопова. – М., 2001.

6.          Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн.и перераб. – М., 2001.

7.          Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М., 1998.

8.          Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2001.

9.          Черняк Е.М. Социология семьи. - Дашков и К°., 2004.


1. Реферат Педагогіка в практичній діяльності соціального працівника
2. Курсовая Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева Людочка
3. Реферат на тему Biological Species Concept Essay Research Paper Over
4. Реферат Эмессия денег
5. Реферат Финансовая деятельность организации
6. Реферат Договор социального найма жилого помещения 4
7. Реферат Формирование культурной политики советской власти в 1920-е гг
8. Реферат Дискриминация цен
9. Сочинение на тему Гоголь н. в. - Изображение крепостников-помещиков в поэме н. в. гоголя
10. Реферат Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями